Ни один другой российский миллиардер не владеет компаниями в таком количестве секторов экономики, как Владимир Евтушенков. Корреспондент Die Presse Эдуард Штайнер побеседовал с председателем совета директоров АФК "Система".
"Несомненно, санкции стали весьма ощутимым ударом, отразившимся на российской экономике, - было бы глупо считать, что ничего не произошло. И мы здесь, в России, снова должны рассчитывать только на собственные силы. (...) Однако не все так плохо, как могло бы показаться: коллапса не произошло, мы просто пытаемся адаптироваться к новой парадигме", - заявил в интервью австрийскому изданию российский миллиардер.
Эта парадигма, по словам Евтушенкова, заключается в том, что компании пытаются "жить на собственные средства, сокращать затраты, инвестировать в новые сектора и осознавать, что покупательская способность значительно снизилась. И если до этого мы пытались активно интегрироваться в западную экономику, вступали в альянсы и покупали друг у друга доли, то теперь мы в этом скорее ограничены. Это непростая фаза, но первый шок прошел, и мы четко понимаем, что следует делать", - передает издание.
Владимир Евтушенков - один из немногих, кто подчеркивает негативное влияние санкций на российскую экономику. Большинство в России предпочитают нивелировать этот аспект, выдвигая на передний план падение цен на нефть и структурный кризис, пишет автор публикации Эдуард Штайнер, встретившийся с российским предпринимателем.
"В отсутствие санкций и при низкой цене на нефть интеграция могла бы идти дальше, средства - надежно отправляться за границу, а иностранные инвестиции - течь в Россию, что подстегнуло бы рост российской экономики, - сказал Евтушенков. - Мы же не один год повторяли мантру о необходимости освободиться от сырьевой зависимости и диверсифицировать экономику". По словам Евтушенкова, "мы все понимали, что рано или поздно нечто подобное с экономикой случится, но, понадеявшись на русский авось, оказались к этому не готовы".
Виктор Евтушенков не согласен с утверждением первого зампреда Центробанка Ксении Юдаевой о том, что российскую экономику ждет вечная стагнация. Предприниматель указывает в этой связи на аграрный сектор: "Импорт остановлен, и вместо этого сектор стал расти внутри страны".
Комментируя ситуацию с ухудшившимся инвестиционным климатом в России, российский предприниматель говорит: "Я не идеализирую наше общество. А также нашу государственную систему. Я слишком хорошо знаю, как она функционирует. Но я работаю в 35 странах мира - проблемы того или иного рода есть везде. Несмотря на такие эпизоды, как ситуация вокруг "Башнефти" (в 2014 году российская власть отобрала компанию у Евтушенкова. - Прим. ред.), наш инвестиционный климат ничем не хуже, чем во многих других странах".
Кроме того, предприниматель видит сегодня благоприятный момент для иностранных инвестиций в Россию: существует хороший выбор выгодных предложений. Кроме того, по его словам, на фоне санкций, падения курса рубля и благосостояния наметился рост бизнес-активности внутри страны. Это коснулось практически всех отраслей экономики.
Несмотря на то, что российское эмбарго на европейскую сельхозпродукцию сыграло на руку Евтушенкову, который в последние годы активно инвестировал в аграрный сектор, лесную промышленность и высокотехнологическую отрасль, предприниматель выступает против санкций. "Все санкции и эмбарго - это ограничение прав и свобод", - подчеркнул он в интервью.
Евтушенков указал на то, что в нынешних условиях "ЕС и Россия обоюдно ослабляют друг друга". Выход из сложившейся ситуации он видит в отмене санкций как одной, так и другой стороной.