С соблюдением строжайших мер безопасности в Махачкале, столице российской республики Дагестан, начался процесс против одиозного чеченского полевого командира Салмана Радуева. Арестованный в марте 2000 года, он первый и пока единственный из объявленных в розыск предводителей мятежных формирований, который оказался в руках Москвы. Впервые за все постсоветское время обвинение на этом процессе возглавляет лично российский Генеральный прокурор, и это показывает, какое значение придает данному событию российское правительство. Владимир Устинов сказал, что суд должен показать торжество закона над терроризмом. "Это суд над одним из главных террористов в нашей стране".
Устинов настоял на том, чтобы 500-страничное обвинительное заключение было зачитано полностью, а это может занять несколько дней. Оно содержит обвинения в терроризме, захвате заложников, убийстве, совершенном с особой жестокостью, а также участие в незаконных вооруженных формированиях. На скамье подсудимых сидит 33-летний худощавый Радуев, на котором, как обычно, были солнечные очки и черная шапка, рядом с ним - еще трое обвиняемых: Турпал Али Атгериев, Асланбек Алхазуров и Хусейн Гайсумов. Последних обвиняют в том, что 9 января 1996 года, во время первой чеченской войны они под руководством Радуева приняли участие в захвате 3000 человек в дагестанском городе Кизляр, а также в нападении на пограничный поселок Первомайское, где было убито более ста человек.
Дальнейшие пункты обвинения - это взрыв на вокзале Пятигорска в 1997 году и похищение 21 солдата внутренних войск в декабре 1996 года. Радуев, между тем, оспаривает и то, и другое. Захват заложников и захват Первомайского он называет "военными операциями", которые должны были привлечь внимание мировой общественности к событиям в Чечне.
На этом, пока самом значимом в России процессе против террористов, будут выслушаны 180 свидетелей и 3027 пострадавших. По данным, полученным от судьи, на сегодняшний день уже 1900 пострадавших в письменном виде отказались от участия в процессе. Не потому, что их запугали, просто они хотят избежать тяжких воспоминаний. Суд продолжится в течение примерно двух месяцев.
Радуеву грозит пожизненное заключение. Многие в Махачкале объявили себя его кровниками. Руководство Дагестана возражало против проведения суда на территории республики, так как там невозможно гарантировать безопасность Радуева, а также из опасения дестабилизации обстановки в Дагестане.