Отношения между Европейским союзом и Россией должны строиться по-новому
Саммит Россия-ЕС, который должен был начаться 11 ноября, внезапно был отложен на две недели. Это свидетельствует о том, что в российских отношениях с Европейским союзом происходит нечто такое, что требует осмысления. В настоящее время существует кризис доверия. ЕС все больше критикует Россию. Это касается как очевидных "двойных стандартов" в вопросах Чечни, так и острой критики мер, принятых Кремлем в целях проведения административной реформы.
Возрастающая конфронтация на постсоветском пространстве тоже играет свою роль. Россию все чаще упрекают в имперских амбициях. При этом критики забывают, что борьба за власть в некоторых государствах СНГ ни в коем случае не была инициирована Москвой, зато она в значительной степени ухудшает нормальное развитие демократических процессов. От этих стран Запад ожидает не демократизации, а скорее прозападной (читай: антироссийской) ориентации любой ценой.
Выборы признаются демократическими или скорее недемократическими в зависимости от их результата. Членство в евроатлантических структурах восточноевропейским странам по-прежнему предлагается в качестве своего рода экрана, отгораживающего их от России, чтобы исключить влияние Москвы.
Подтверждением тому служит характерное высказывание комиссара ЕС по международным отношениям Бениты Ферреро-Вальднер. Она пообещала, что сделает все, "чтобы по крайней мере Украина осталась на нашей стороне". Противостояние налицо: имеется "наша сторона" и имеется Россия, влияние которой нужно ограничить любыми средствами даже в сферах очевидных российских интересов. Это находится в резком противоречии с официальными двусторонними заявлениями и договоренностями.
Слишком часто утверждается, что Россию должно волновать доверие Запада. Но кризис доверия - взаимный. В России восхищение Европой, доходившее до эйфории во времена перестройки, почти угасло. Сомнения в том, что ЕС действительно хочет помочь Россию, небезосновательны. Слишком часто Москва сталкивалась с очевидными корыстными мотивами (доступ к сырьевым ресурсам, уменьшение конкурентных преимуществ российских производителей, вытеснение с традиционных рынков) или даже с явно недружелюбными шагами (поддержка антироссийсих оппозиционных движений и настроений в Центральной и Восточной Европе, а также в СНГ, предоставление убежища чеченским эмиссарам).
В 1990-е годы россияне были оставлены один на один с крайне тяжелыми экономическими проблемами. Сегодня они ощущают нечто похожее в отношении террористической опасности.
Наряду с четырьмя запланированными "общими пространствами" между Россией и Европой должно быть создано пятое: своего рода пространство доверия. Иначе мы едва ли выйдем за рамки банальных торговых сделок или проектов трубопроводов. Мы находимся в пограничной ситуации, из которой может вырасти либо параллельное существование, не ставящее своей целью интеграцию, либо новое качество наших отношений.
Россия расставила свои приоритеты. Теперь шаг за Европейским союзом. "В развитии партнерства с ЕС мы готовы зайти настолько далеко, насколько к этому готов сам ЕС", - говорил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Поэтому самый важный вопрос саммита должен звучать так: "Как далеко хочет зайти ЕС в своих отношениях с Россией?"
Константин Косачев является председателем комитета Государственной думы по международным делам