Противники при его жизни, они объединились после его смерти. На плакате движения "Хамас" его основатель шейх Ахмед Ясин, убитый в марте израильской армией, пожимает руку ныне покойному Арафату. "Вместе - за Палестину", - гласит огромный плакат, вывешенный на одной из площадей Рамаллаха. Как и все, исламистское движение скорбит о человеке, которого оно еще несколько лет назад прямо обвиняло в предательстве.
Его руководство воздало почести палестинскому президенту сразу же, как было объявлено о его кончине. "Он был великим символом, человеком, который много сделал для своего народа", - заявил в четверг Халед Мешаль, лидер "Хамаса" в эмиграции, на волнах местного радио.
Палестинские исламисты готовы считать его чуть ли не своим соратником. Они открыто говорят о связях, о которых остерегались упоминать раньше. "В молодости он был не только сочувствующим, но являлся членом организации "Братьев-мусульман". Потом он отошел от них, - утверждает Раид Абу Дайир, директор радиостанции движения "Хамас". - Хотя Ясир Арафат и шейх Ясин расходились в методах, они преследовали одну и ту же цель".
Внутренний конфликт. "Безбожные" соглашения, заключенные в Осло, аресты - все это забыто. Раид Абу Дайир сам просидел в тюрьме полтора года, арестованный полицией Ясира Арафата после весенних терактов 1996 года. "Любой внутренний конфликт только на руку сионистскому врагу и его пособникам. Когда Палестинская администрация нападала на нас и стреляла в наших сторонников, мы не отвечали. Впоследствии она признала провал своего мирного процесса с Израилем".
Наша встреча проходит в гостинице на берегу моря, а не в здании радиостанции, место расположения которой засекречено. В мае ракеты, выпущенные израильским вертолетом, разрушили старое помещение станции. Сегодня движение обезглавлено. Оно потеряло одного за другим своих главных лидеров, убитых ракетами. "В этот трудный период" ослабленный "Хамас" призывает палестинцев сплотиться и забыть старые распри.
Этого требует серьезность момента. Доказательство: Коалиция национальных и исламистских сил, именуемая также "Комитетом Тринадцати", ежедневно проводит совещания в Газе. Эта структура, объединяющая с начала интифады все палестинские партии и никогда не проявлявшая эффективности, активизировала свою деятельность с момента объявления об ухудшении состояния здоровья Арафата. Такая демонстрация единства призвана "исключить опасность раскола" и показать, что палестинцы готовы выступить "единым фронтом против возможной очередной сионистской агрессии".
Неделю назад, на совещании у премьер-министра Ахмеда Куреи в Газе, две исламистские партии - "Хамас" и "Исламский джихад" - заявили о готовности войти в "объединенное командование", хотя и не потребовали для себя министерских портфелей. Глава правительства воспринял это заявление "с пониманием", хотя прежде ПНА предпочитала "не слышать" исламистов. Этот обмен любезностями был достаточно необычен, чтобы не остаться незамеченным.
"Мы хотим не стать частью администрации, а сформировать новое руководство на основе общей политической программы, - говорит Сами Абу Зухри, молодой пресс-секретарь "Хамас". - В нынешних условиях ни одна из фракций не может управлять в одиночку".
В 1996 году исламисты игнорировали парламентские и президентские выборы, чтобы своим участием не придавать легитимности мирному процессу. Сегодня они настроены не столь категорично. Они готовы войти в обновленной состав Законодательного собрания "при условии, что выборы будут проходить в обстановке гласности и без ссылок на Ословские соглашения", - говорит Сами Абу Зухри. Тем не менее 9 января будущего года обе партии собираются бойкотировать выборы президента, "который будет поддерживать отношения с Израилем и США".
Сопротивление. В свою очередь, Палестинская администрация, ослабленная коррупцией, провалом в деле создания независимого государства и смертью своего президента, нуждается в "Хамасе", который известен сплоченностью кадров и непоколебимой готовностью к сопротивлению.
"Хамас" должен получить свою долю пирога, так как он силен. После убийства его лидеров он готов сесть в поезд и даже, возможно, войти в ООП. Мы должны дать ему шанс", - уверен Фрейх Абу Мидейн, бывший палестинский министр юстиции.
Это очень опасная игра. Если бы выборы состоялись сегодня, исламисты вполне могли бы на них победить. На улицах Газы все больше женщин в "никабе" (накидке, скрывающей все тело, кроме глаз), а в министерствах все больше бородатых чиновников, так что надежда у них есть.
"Это разумно, - считает сторонник исламистов. - Они подождут, пока преемник Арафата подпишет договор об окончательном статусе, чтобы самим не пачкать рук, а потом сорвут власть, как созревший плод".
Параллельно "Хамас" усиленно обхаживает Египет, которому предстоит сыграть важную роль в предстоящем уходе израильтян из сектора Газа, о котором объявил Ариэль Шарон.
Препятствие. В сущности, "Хамас" ориентируется на пример своего ливанского шиитского аналога - движения "Хезболлах". В Ливане оно считается легитимной политической партией, которая имеет "монополию" на сопротивление Израилю. Сопротивление - это препятствие, на которое может натолкнуться процесс сближение между "Хамасом" и будущей Палестинской администрацией.
"Даже речи быть не может об объявлении перемирия до тех пор, пока продолжается оккупация, - заверяет Сами Абу Зухри. - Никто не сможет заключить договор с Израилем без политического соглашения с "Хамасом".
В свою очередь, будущий палестинский лидер прекрасно знает, что на короткое время он будет пользоваться международным кредитом доверия при условии, что он сделает "сильный" жест - например, остановит интифаду. Так что медовый месяц может скоро закончиться.