В своей "прошлой жизни" бывший председатель парткома на оборонном предприятии в Самаре, Альбина Царева отвечала за идеологическую работу и поддержание дисциплины среди рабочих.
Сегодня 66-летняя пенсионерка Царева живет в Москве и все еще следит за поведением окружающих. "Мы хотим, чтобы наше общество стало лучше - более безопасным и здоровым", - говорит она.
Царева руководит Советом общественного порядка - организацией из 190 добровольцев, которые наблюдают за подозрительными людьми в 51 здании, а также во дворах и парках московского района Щукино - территориального административного округа номер 4.
В ноябре Московская городская Дума приняла закон и направила 3 млн долларов на создание общественных советов в каждом из 676 микрорайонов российской столицы. Сторонники этого нововведения считают, что оно даст возможность гражданам бороться с терроризмом, преступностью, вандализмом и пьянством в общественных местах.
Один из инициаторов закона, депутат Московской думы Ирина Святенко считает, что добиться улучшения безопасности в городе без помощи граждан невозможно. Поэтому депутаты и решили дать людям шанс участвовать в улучшении своей жизни.
Критики нового закона считают, что он возвращает людей к практике стукачества советских времен.
"Конечно, граждане должны участвовать в улучшении безопасности своей жизни, но этот закон был принят по инициативе властей и является "советским" по своей сути, - считает Лев Пономарев, председатель Всероссийского движения "За права человека". - Разработчики закона посчитали, что люди будут с удовольствием стучать на своих соседей".
Местные и федеральные власти России выступили с рядом инициатив по защите от террористической угрозы на территории страны. Но некоторые из этих мер вызывают не самые радостные воспоминания. В советские времена так называемые "отряды по охране общественного порядка" информировали власти о людях, образ жизни и поведение которых вызывали подозрение. Порой люди, на которых донесли, попадали в тюрьму.
В последние годы также предпринимаются меры по возрождению другой традиции - народных дружин, история которых началась с царских времен. Дружины были лояльной правительству силой по поддержанию порядка.
"Дружинники - это законопослушные граждане, которые совместно с исполнительной властью работают над поддержанием безопасности", - говорит Олег Черкасов, председатель дружины в Северном округе Москвы.
Он рассказал, что дружинники патрулируют парки и улицы, а также помогают милиции поддерживать порядок во время общественных мероприятий.
По словам депутата Святенко, ее инициатива по созданию советов - это попытка привлечь граждан к более активному участию в общественной жизни, практика, распространенная в Европе и Соединенных Штатах, а не возвращение к советским временам. Депутат считает, что советы помогут правоохранительным органам предотвратить возможные террористические акты в Москве.
"Закон четко оговаривает права и обязанности участников общественных советов, - говорит Святенко, которая состоит в партии "Единая Россия". - Это не милиция и не информаторы. Это - добровольцы, которые жертвуют своим временем".
По словам Альбины Царевой, члены ее совета, помимо наблюдения за порядком, восстановили разрушенную игровую площадку, следят за сохранностью памятников старины и работают над программой организации досуга молодежи.
"Мы никакие не "информаторы", - заявляет Царева. - Не понимаю, как люди могут использовать это слово. Мы лишь хотим, чтобы мы и наши и семьи жили в хороших, безопасных условиях".
Пилотная программа по созданию общественных советов была запущена в Таганском районе Москвы в прошлом году. В январе 2004 года планировалось создать такие же советы и в других районах, но этому помешало отсутствие соответствующего закона, который выделял бы средства на программу. Такой закон был принят только в ноябре нынешнего года.
Местные власти приветствовали эту инициативу. "Милиции невозможно за всем уследить, - считает руководитель управы Щукино Сергей Крупин. - Мы помним болезненные моменты в истории, связанные со стукачеством, но, с другой стороны, милиции нужна помощь. Других таких же эффективных способов улучшить правопорядок попросту нет".
Многие правозащитники считают, что добровольными помощниками милиции, скорее всего, станут бывшие милиционеры, сотрудники спецслужб и бюрократы прежних времен, такие как Царева, которые сейчас находятся на пенсии. Таганский пилотный проект был раскритикован прессой после того, как один из активистов признался репортерам о том, что в советские времена он был информатором. Этот человек отказался дать интервью Wаshington Post, заявив, что он больше никогда не станет разговаривать с журналистами.
Противники новых инициатив также опасаются, что участникам общественных советов некоторые люди будут казаться подозрительными просто потому, что они - другие.
"Ксенофобия в обществе будет все больше усиливаться, и общественные советы будут способствовать этому, - считает Пономарев. - За кем члены советов будут вести наблюдение? Само собой, за чеченцами и иностранцами".