Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 ноября 2007 г.

Редакция | The Economist

По делу или просто поскандалить?

При Владимире Путине Россия снова поигрывает мускулами и набирает дипломатические очки. Правда, не всегда понятно, для чего это нужно

Россия и Запад разделены широким полем серьезных противоречий - по Косово, в связи с расширением НАТО, по поводу срока действия соглашений о контроле над вооружениями, планов Америки по размещению новой системы ПРО в Европе, взглядов на решение иранской проблемы и той мертвой хватки, которой Россия вцепилась в энергоснабжение отдельных частей Европы. Такой остроты конфликт между Россией и Западом не достигал уже лет десять. Президент Владимир Путин сравнил Америку с гитлеровским Третьим рейхом, а развертывание ею системы ПРО - с Карибским кризисом 1962 года. Неужели в отношениях России с Западом наступила затяжная зима?

Это в значительной степени зависит от того, чего именно своими недавними жесткими заявлениями добивается Путин. Лежит ли в основе этих заявлений реалистичная оценка возможностей и интересов России? Какова их конечная цель - решить проблемы или создать их? Как и у любой другой страны, у России есть интересы, которые нужно отстаивать. Существуют общие для всех угрозы, такие, как терроризм, распространение оружия массового поражения и т.п., - следовательно, интересы России зачастую мало отличаются от интересов Америки и стран Европы. Но временами складывается впечатление, что Путин одержим навязчивой идеей доказать всем, что Россия снова в силах сказать "нет".

Взять хотя бы Балканы. К середине декабря попытки добиться мирного отделения Косово от Сербии дипломатическим путем, похоже, окажутся в тупике. При том, что Россия стоит на стороне отклоняющих любые предложения сербов, а страны Евросоюза с переменным энтузиазмом поддерживают косоваров, ситуация в регионе может стать угрожающей.

Несмотря на то, что Косово на протяжении 8 лет находится под управлением ООН, Россия утверждает, что признание самопровозглашенной независимости этого края заставит и другие отколовшиеся регионы, такие, как Абхазия в Грузии и Приднестровье в Молдавии (где Россия до сих пор держит свой гарнизон), последовать его примеру. Между тем за публичной поддержкой, которую Россия оказывает Сербии, таятся существующие между двумя станами противоречия: последний состоящий из 14 пунктов пакет предложений, который был подготовлен тройкой в составе Евросоюза, России и Америки и преследовал цель сдвинуть вопрос с мертвой точки, содержал несколько российских предложений, но был категорически отвергнут сербами. И сейчас основной вопрос состоит в том, поддержит ли Россия усилия, направленные на предотвращение обострения отношений между экстремистами с сербской и косовской сторон.

Тем временем Дума, нижняя палата российского парламента, единогласно проголосовала за введение с 12 декабря моратория на выполнение Россией своих обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Это позволит России перебрасывать войска и вооружения к своим западным границам, при этом не связывая себя нормами, определяющими предельное количество этих войск и обеспечивающими прозрачность данных маневров, - а ведь эти нормы на протяжении последних 15 лет являются краеугольным камнем безопасности в Европе. Путин давно высказывал недовольство в связи с тем, что страны НАТО не ратифицировали принятую в 1999 году исправленную версию ДОВСЕ, которая, в отличие от договора 1992 года, учитывала распад СССР. Президент России заявил, что под этим документом еще должны поставить свои подписи Эстония, Латвия и Литва.

По словам представителей правительств стран НАТО, договор не ратифицирован потому, что Россия не выполняет связанные с ним обязательства по выводу войск из Абхазии и Приднестровья (их миссия в этих регионах заключается в охране огромных оставшихся со времен СССР оружейных складов). Впрочем, поймав Путина на слове, в октябре Америка предложила серию параллельных мер: часть стран НАТО начинают процесс ратификации ДОВСЕ, балтийские государства готовятся подписать договор, а Россия начинает выполнять свои обещания, в том числе принимает меры относительно приднестровского оружия. Теперь Россия выдвигает новые требования, которые могут свести на нет весь договор. Кое-кто задается вопросом: может быть, это и есть конечная цель Путина?

По некоторым вопросам позиция России встречает больше одобрения. Речь идет, например, о несогласии России с настойчивыми предложениями администрации Буша сделать более мягкими новые правила взаимных инспекций и сокращающихся стратегических арсеналов двух стран, которые вступят в силу по истечении в 2009 году срока действия старых, - ведь США и Россия больше не рассматривают друг друга как противников. Ричард Лугар, влиятельный сенатор-республиканец, выступает за заключение нового соглашения, нацеленного на то, чтобы, как он выражается, не сеять "семена еще большего недоверия" между Россией и США.

Существующая в Америке и Европе обеспокоенность по поводу России заставляет находящихся у власти чиновников искать пути сотрудничества с Путиным - там, где это возможно. Россия и США выступили с совместным призывом к другим государствам принять ограничения, которые предусматриваются российско-американским двусторонним Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 года. Это соглашение запрещает странам-участницам развертывание ракет с радиусом действия от 500 до 5000 км. Такие ракеты есть не только у Северной Кореи и Ирана, но и у Израиля, Индии, Пакистана и Китая.

Впрочем, высказываемые Путиным опасения по поводу размещения таких ракет у границ России не согласуются с его упрямым нежеланием принять излюбленный американский проект: размещение ПРО в Европе.

Сначала план развертывания РЛС в Чехии и небольшого количества ракет-перехватчиков в Польше, которые предполагается противопоставить растущей угрозе со стороны Ирана, заставил Путина заговорить о ракетах. Но последовавшие затем угрозы России нацелить на эти объекты свои собственные ядерные ракеты имели негативные последствия, и Путин предложил американцам вместо того, чтобы создавать объекты в Польше и Чехии, воспользоваться двумя РЛС, одна из которых находится в Азербайджане, а другая в России. В октябре США выступили с беспрецедентным ответным предложением: включить российские радары в американский проект и связать их с натовской системой противодействия ракетам малой дальности, чтобы увеличить ее зону охвата как в Европе, так и в европейской части России. Чтобы снять обеспокоенность России по другому поводу - в связи с тем, что европейская система ПРО в будущем может нанести ущерб российским стратегическим силам ядерного сдерживания (некоторые российские чиновники неофициально называют такие заявления натяжками), - министр обороны США Роберт Гейтс дал понять, что, даже если эта система будет создана, она будет введена в строй только в том случае, если угроза со стороны Ирана станет реальной.

Высокопоставленный сотрудник администрации Буша уверен, что противоракетная оборона против Ирана как таковая "должна стать основой" стратегического сотрудничества. Путин сказал, что подумает об этом, но его генералитет, похоже, не в восторге от этой идеи. Вместо этого теперь, когда оборонный бюджет России составляет лишь малую часть от оборонного бюджета СССР времен холодной войны, они решили воскресить изношенную стратегическую авиацию, чтобы та совершала малоэффективные полеты "против" стран Запада. Это находит отражение в действиях Путина, который в последнее время вернулся к тактике словесных нападок и использует ее как своеобразную форму защиты. Похоже, он хочет показать, что "Россия вернулась". Но это не принесет России друзей, а ведь, по крайней мере, по некоторым вопросам она в них нуждается.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru