Неменяющиеся Балканы. Албанские и сербские боевики готовы. Когда Приштина через несколько недель провозгласит независимость, начнутся боевые действия. И националисты Белграда...
"Помолимся Богу, чтобы вновь не началась война. Нас в этих деревнях могут убить". Иса Абдулла, албанец из Косово, живет в одном шаге от границы с Сербией, и он безутешен. Окоченевший от холода, он показывает боевые позиции армии Белграда, организованные в лесу.
Мы находимся в Мердаре - это несколько отдельно расположенных домов в небольшом лесу, где проживают 14 семей косоваров. На прошлой неделе сербы стреляли в течение 10 минут, чтобы подтвердить, что игры вокруг независимости Косово еще не закончены. "Ночью, когда лают собаки, мы выходим из домов со страхом, поскольку опасаемся оказаться лицом к лицу с сербами из полувоенных формирований. Мы вооружены, чтобы защищать наши семьи, наших детей. Что мы должны делать? Войска НАТО проходят раз в неделю, они не прибудут вовремя, чтобы нас спасти", - высказывает опасения глава клана Халими в селении Штедим. Худой, неухоженная борода, он только что вернулся из Австрии, где работает как иммигрант, и он не сомневается: "Мы боимся, но мы не убежим. Если они атакуют, мы будем сражаться".
Дети играют в грязи в ожидании войны, которая начнется, если косовары будут упорствовать в провозглашении независимости. 10 декабря - последний срок для переговоров по статусу мятежного края. В течение 8 лет Косово является протекторатом ООН, формально оставаясь частью Сербии. Но албанское большинство, почти 2 миллиона человек, больше не верит в успех миссии ООН UNMIK. Эти люди больше не хотят слышать о связях, пусть даже слабых, с Белградом. Они мечтают о том, что независимость будет панацеей от всех бед, начиная от глубочайшего экономического кризиса.
Косовские политики, участвующие в парламентских и местных выборах 17 ноября, размахивают знаменем независимости, чтобы набрать голоса. Уходящий премьер Агим Чеку - бывший начальник главного штаба АОК, распущенной Армии освобождения Косово. Повстанцы сражались против сербов в 1999 году при поддержке натовских истребителей-бомбардировщиков. После 10 декабря "независимость неизбежна", объявил Чеку. Новый парламент может провозгласить ее в одностороннем порядке. США, Великобритания и Франция готовы признать независимость Косово. Германия и Италия поступят аналогичным образом.
В связи с возможным силовым противостоянием с сербами в последние два месяца вновь появились "люди в черном". Их называют так за черную полевую форму и подшлемники на лице. Это бойцы Албанской национальной армии (АНА), формирования, которое ООН с 2003 года относит к числу террористических.
На кадрах, показанных телевидением Приштины, можно увидеть около дюжины вооруженных до зубов "людей в черном". Они позволили себя заснять на дороге, ведущей в Подуджево, на севере Косово. "Сербы готовятся нас захватить. Мы имеем право реагировать, вновь взяв в руки оружие, потому что международное сообщество потерпело фиаско", - говорит командир в маске. Все выставляют напоказ желто-красный символ нового формирования, который очень напоминает знак АОК.
Боевиков в черном видели на границе с Сербией и в албанской части Митровицы - города на севере, разделенного надвое по этническому признаку. "По ночам они патрулируют дороги на новеньких джипах и останавливают воров, чтобы продемонстрировать, что именно они поддерживают порядок", - рассказывает местный житель. Кроме того, иногда они организуют мобильные блокпосты. Символы армии можно увидеть и в Приштине, и центральной части Косово, и вдоль дороги, которая ведет в западную зону, где находятся 2 тысячи итальянских солдат KFOR, натовского миротворческого контингента в Косово, насчитывающего 16 тысяч человек.
Из Тираны официальный представитель "людей в черном" Гафурр Адили делает заявление, что новый конфликт неизбежен. "Если международное сообщество признает независимость, сербы развяжут войну. Если оно этого не сделает, то албанцы начнут войну во имя своих мучеников". Конечная цель - это "объединение всех албанских территорий" в Черногории, Сербии, Косово и Македонии.
По данным разведки НАТО, "людей в черном" всего несколько сотен, но "они воспринимаются неудовлетворенным населением как истинные и единственные защитники".
В неспокойном состоянии пребывают и ветераны ОАК, так и не нашедшие места под солнцем после войны 1999 года.
"Независимость должна быть провозглашена незамедлительно. В противном случае наш народ готов сражаться. У оставшихся сербов есть два выбора: или они признают новое государство, или могут убираться отсюда". С таким откровенным заявлением выступил Авдил Мушколай, представитель ветеранов в районе Дукагджина, находящемся под контролем итальянского контингента. Одетый как крестный отец, седые волосы аккуратно причесаны, острый взгляд, он - бывший командующий ОАК и преданный соратник Рамуша Харадинаджа, бывшего косовского премьера, который в настоящее время находится в Гааге в ожидании приговора трибунала. Мушколай заявляет, что только в своей зоне он может мобилизовать 10 тысяч ветеранов. С двумя телохранителями по бокам, он показывает списки адресов и телефонов бывших бойцов теоретически распущенной ОАК.
По данным западных разведок, вновь взять в руки оружие готовы не больше 2 тысяч бывших косовских боевиков. "Полковник" Мушколай, однако, вынашивает опасные идеи, в том числе в отношении сербских монастырей, включая и монастырь Декани, находящийся под защитой итальянских военнослужащих. "Я уже давно требую ликвидации блокпостов, - подчеркивает Мушколай. - С провозглашением независимости ваши солдаты должны будут уйти из монастыря. Полиция и армия Косово позаботятся об обеспечении безопасности сербов, монахов и гражданских лиц".
Оставшиеся в Косово православные священники считают "независимость" незаконным актом. В этом убежден 32-летний отец Ксенофонт, с длинной бородой, в черной рясе. Его направили защищать монастырь Святых Архангелов, что рядом с городом Прицрен, в 2004 году монастырь разрушили албанцы. В июле началась война флагов. "Мы вывесили сербский флаг по случаю религиозного праздника, но KFOR и ООН хотели его снять под давлением албанцев. Но тогда нам удалось его отстоять", - говорит Ксенофонт. Вот и сейчас над развалинами монастыря застенчиво развевается сербский триколор. Этот район контролируют немецкие солдаты, и оставшиеся восемь монахов никогда не выходят за пределы колючей проволоки, которая их защищает.
В Митровице, районом центре на севере Косово, который патрулируется итальянскими карабинерами, напряженность почти осязаема. "Голубой мост" на реке Ибар делит на две части "балканский Берлин". В северной части живут в глухой обороне 30 тысяч сербов, многие из которых бежали из других районов Косово, дабы избежать мести албанцев.
"Это наш последний рубеж. Мы готовы сражаться", - говорит врач Иван Радич. Волосы ежиком, военная куртка, он был вынужден покинуть Уросевач, который албанцы называют Феризаж. "Они сожгли мой дом, но еще абсурднее было уничтожение могилы моей матери. В день поминовения умерших мне некуда пойти помолиться".
Оружие наготове. Национальный сербский совет, управляющий северной Митровицей, подготовил планы по эвакуации женщин и детей, мобилизации госпиталя и другие меры, направленные на обеспечение самообороны. Никто в Митровице не признает независимости Косово. "Если начнутся столкновения, они будут такими интенсивными, что сербской армии придется вмешаться. Наша - третья линия обороны. На первой линии окажутся солдаты KFOR, на второй - полиция UNMIK, а уже за ними - граждане Митровицы", говорит Небожца Йович, председатель Сербского совета, а также ответственный за безопасность.
Он клянется, что никто не ходит с оружием, и на сербской стороне моста бар Dolce vita работает допоздна. Молодые люди за стойкой следят за тем, чтобы в заведении не появились пришельцы с албанской стороны. "Я не хочу войны, но предпочитаю скорее умереть, чем всегда жить беженцем", - говорит Йович с непроницаемым лицом.
Если кто и ищет столкновений любой ценой, так это недавно появившаяся на свет "Гвардия князя Лазаря", названная по имени сербского князя, убитого в 1389 году в Косово во время сражения с турками. "Мы силой вернем наши земли. Не выживет ни один албанец. Мы загрызем всех, одного за другим", - безумствует Хадзи Андрей Милич, теолог, которого зовут "генералом".
В косовских анклавах его призывы к войне находят отклик в первую очередь среди молодых людей, завсегдатаев баров. Боевиков уже видели в анклавах Грацанице и Брезовице. Эти полувоенные формирования - всего лишь пропагандистская ширма. Источники НАТО сообщают, что как минимум 200 спецагентов Белграда уже просочились в сербские анклавы в Косово. По крайней мере, двое были задержаны международным контингентом: у них в багаже было слишком много военной формы, знаков отличия и оружия.
В затерявшемся анклаве Ново-Брдо, к юго-западу от Приштины, больше 2 тысяч сербов пребывают в полной растерянности. Петар Васич, 64 года, во второй раз выдвинувший свою кандидатуру на пост мэра, не знает, пойдет ли его народ голосовать или будет бойкотировать выборы. "Единственное, о чем можно говорить наверняка, так это то, что в независимом Косово для нас нет будущего, - сказал он. - Если это случится, я, как все сербы, уйду отсюда навсегда".