Мухаммед аль-Барадеи завершает 12-летнее пребывание на посту генерального директора МАГАТЭ, пишет Даниеле Мастроджакомо в газете La Repubblica. Египетский дипломат много лет был главой Агентства ООН по ядерной энергии. В понедельник он прибывает в Италию, где ему будет вручена награда в университете Перуджи. Аль-Барадеи, лауреат Нобелевской премии мира, дал эксклюзивное интервью La Repubblica.
Основной темой беседы с итальянским журналистом была иранская ядерная программа. Аль-Барадеи заявил, что, согласно имеющимся в распоряжении МАГАТЭ материалам, у Ирана нет атомной бомбы, его программа направлена на мирное использование ядерной энергии. В ходе недавнего посещения инспекторами МАГАТЭ иранского ядерного центра в районе города Кум были получены доказательства того, что речь идет о мирном объекте, построенном в горах с целью обеспечения его безопасности на случай нанесения по Ирану авиаудара.
Аль-Барадеи подчеркивает, что проверки должны продолжаться, чтобы избежать использования программы в военных целях. "Естественно, - сказал он, - надо делать больше, настаивать, устранять любую неуверенность. Различные иностранные разведки предоставили нам документы о том, что происходит в Иране. Речь шла о планах по разработке ядерного оружия, но, как свидетельствуют документы, эти исследования не были завершены. Выводы, между тем, самые различные. Американские секретные службы полагают, что Иран продолжает гонку по созданию ядерной бомбы. После тщательного изучения полученных сведений у Агентства возникли подозрения, что часть предоставленных документов была фальшивкой", - отметил глава МАГАТЭ.
Мухаммед аль-Барадеи убежден, что международные переговоры должны продолжаться. В связи с этим он дал высокую оценку новому подходу администрации Барака Обамы к иранскому досье: "Теперь переговоры идут без предварительных условий".
Отвечая на вопрос журналиста о давлении, которое оказывается на МАГАТЭ некоторыми странами, аль-Барадеи сказал, что сила Агентства в его нейтралитете: "Мы требуем, чтобы эти страны предоставили доказательства. Наша задача заключается в том, чтобы оценить информацию и провести расследование". В случае с Ираком, режим которого обвиняли в создании и хранении оружия массового поражения, напоминает глава МАГАТЭ, "решение об объявлении войны зависело от результатов нашей проверки на месте. Мы просили еще два месяца, чтобы завершить начатые инспекции, но нам не дали этого времени. Потом мы узнали, что решение об объявлении войны было принято по меньшей мере за год до начала наших проверок".
Говоря о нелегальном параллельном рынке ядерного оружия, аль-Барадеи отметил, что сеть пакистанского инженера Абдель Кадира Хана разгромлена. "Но это не исключает того, что возникли другие сети, подобные этой. Вероятно, именно они являются самой серьезной угрозой безопасности в мире. И перед Агентством стоит задача нейтрализовать эту угрозу", - сказал в заключение Мохаммед аль-Барадеи.