Растут опасения, что первое официальное турне Обамы по Азии принесет скорее разочарование, чем позитивные перемены в сферах торговли, прав человека, национальной безопасности и экологии, пишет The Wall Street Journal. Климатические изменения, положение оппозиции в Мьянме, новый российско-американский договор о сокращении вооружений, Иран - по всем этим вопросам нет подвижек, уточняет корреспондент Джонатан Вейсмен.
Обама стал первым в истории американским президентом, который встретился с представителями всех государств-членов АСЕАН, включая военную хунту Мьянмы, и (по словам источников в Белом доме) лично потребовал освобождения политзаключенных в этой стране. "Однако Обаме не удалось добиться, чтобы в коммюнике АСЕАН хоть словом упомянули о политзаключенных", - подчеркивает автор.
Новый российско-американский договор о сокращении вооружений вряд ли будет заключен до истечения СНВ 5 декабря. По словам Майкла Макфола, курирующего Россию в Совете национальной безопасности США, сейчас стороны разрабатывают промежуточное соглашение о продлении условий СНВ.
Что касается торговли, то на саммите АТЭС Обама вновь навел мосты с молодым торговым альянсом Транстихоокеанское партнерство. Однако настоящим экзаменом для его идеи большей открытости в торговле станет визит в Южную Корею в четверг: переговоры о режиме свободной торговли между Вашингтоном и Сеулом давно застопорились, поясняет издание.
На саммите АТЭС был нанесен тяжелый удар усилиям по борьбе с климатическими изменениями: лидеры АТЭС признали, что на декабрьской конференции ООН не будет заключено договора, имеющего обязательную силу. Премьер-министр Дании Ларс Локке Расмуссен срочно привез в Сингапур новый, более скромный проект. По его мнению, в Копенгагене следует обязать развитые страны сократить выбросы, а также предусмотреть меры для адаптации к потеплению и помощи бедным странам и выделить средства на незамедлительные действия. В воскресенье лидеры стран АТЭС приняли рамочное соглашение о дальнейших переговорах, но не назначили дату саммита для ратификации реального договора, отмечает газета.
В воскресном выступлении Обама ратовал за новую архитектуру мировой экономики: он пообещал, что США попытаются меньше потреблять и сберегать больше средств, а также переориентируются на торговлю и экспорт. Одновременно он попросил страны Азии позаботиться, чтобы их экономики больше зависели от внутреннего спроса, чем от аппетитов США. Однако неясно, в силах ли Обама добиться, чтобы Пекин разрешил укрепление юаня. На саммите АТЭС, несмотря на упорные усилия, так и не удалось добиться договоренности о стабилизации валютных рынков - помешали разногласия между американской и китайской делегациями, подчеркивает газета, ссылаясь на информированные источники. В ситуации, когда бюджетный дефицит США достиг рекордной отметки, Вашингтон опасается рассердить Китай.
"Турне по Азии обнажило тот факт, что политика диалога, проводимая Обамой, имеет ограниченные возможности", - пишет корреспондент. Диссиденты считают, что США не оказывают достаточного нажима на Мьянму. Между тем американская сторона пришла к выводу, что ее санкции против Мьянмы неэффективны, и теперь надеется, что путем регулярных встреч Вашингтон сможет расширить влияние на руководство этой страны.