"Если ты в силе, с тобой все любезничают. Если нет, до свиданья", - с этих слов Саифа аль-Ислама, сына Муаммара Каддафи, начинается статья обозревателя Foreign Policy Тома Малиновски. Саиф отвечал на вопрос, почему Запад ополчился на его отца.
"И действительно, США и Европа много лет приуменьшали жестокость Каддафи, чтобы добиться его благосклонности и его нефти. Взамен на 2,7 млрд долларов они позволили ему купить прощение за взрыв самолета над Локерби. Взамен на помощь в борьбе с "Аль-Каидой" они привозили в его застенки ливийских боевиков, которых арестовывали в разных странах мира", - пишет автор.
Значит, хорошо подхалимствовать перед тиранами, когда им улыбается Фортуна? - вопрошает автор. По его мнению, эта дилемма встает перед администрацией США ежедневно - и в арабском мире, и в Центральной Азии.
"Глядя на Ливию, некоторые могут дать положительный ответ", - пишет Малиновски, напоминая, что взамен на любезность Запада Каддафи отказался от ядерной программы и перестал поддерживать террористов. "И вообще, с кем можно было иметь дело в Ливии, если не с Каддафи? С оборванными правозащитниками из Бенгази?" По мнению автора, мало кто мог вообразить, что эти люди однажды поднимут восстание и войдут в правительство страны. Иностранные державы не принимали их всерьез.
Но любезность Запада с Каддафи подкрепляла уверенность, что американцы и европейцы не так уж принципиальны в своей политике. Клан Каддафи потому и проигнорировал требования Совбеза ООН в марте - не поверил, что Запад внезапно вступится за права человека, говорится в статье.
Обама публично изложил, какие уроки получила Америка на Ближнем Востоке: отметил, что интересы безопасности США требуют сотрудничества с уже известными правительствами, но предостерег, что надо учитывать чаяния простых людей, - дескать, в обществах, которые держатся на страхе и репрессиях, стабильность иллюзорна.
Но сможет ли администрация США применить эти уроки в будущем? - задает риторический вопрос автор.
Так, Узбекистан известен "как место, где диктатура варит своих врагов заживо", утверждает автор. "Бывший советский аппаратчик Ислам Каримов руководит беспощадным коррумпированным государством, которое бросает в тюрьму и пытает всех, кто осмеливается отстаивать демократическую альтернативу", - говорится в статье. По слухам, Каримов хочет передать власть своей дочери, которую в депешах американских дипломатов называют "самым ненавистным человеком в стране". Под внешней стабильностью кроется народное недовольство. Правительство Каримова обещает Западу реформы, но бездействует.
Все эти черты роднят Узбекистан с Ливией при Каддафи, заключает автор. Но США заинтересованы в Узбекистане, поскольку он граничит с Афганистаном. Чтобы наладить снабжение своих войск через Узбекистан, администрация США попросила Конгресс снять ограничения на военную помощь Ташкенту, ранее наложенные после того, как армия и полицейские расстреляли демонстрантов. Две недели назад Хиллари Клинтон ездила в Ташкент крепить связи, указывает автор.
Между тем американцы много лет твердили правительству Узбекистана и диссидентам, что никогда не предоставят помощь, если не улучшится ситуация с правами человека. Теперь же узбеки, возможно, узнают: "если у вас есть то, в чем нуждаются американцы, не уступайте - американцы не станут вечно настаивать на своих принципах". Поэтому впоследствии Каримов и ему подобные не поверят Вашингтону, когда он пригрозит карами за дурное поведение.
Со своей стороны, Малиновски полагает, что на Каримова можно было бы надавить: Ташкент сам заинтересован в стабильности Афганистана, а друзья Каримова уже наживаются на контрактах с армией США. Обозреватель также советует чиновникам США говорить об Узбекистане в реалистичном духе и не верить, когда Каримов обещает демократию.
Автор рекомендует администрации США называть вещи своими именами. "Установите чисто деловые отношения - совершайте только те сделки, которые необходимы, и лишь до той поры, пока необходимость не отпадет, но последовательно осуждайте нарушения прав человека, добивайтесь конкретного прогресса и налаживайте связи с гражданским обществом", - советует он.
Если другого выхода нет, заключайте сделки с дьяволом, но всегда называйте его истинным именем и не забывайте воздать ему по заслугам, заключает автор.