Большой северный проект заморожен, миллиарды долларов потеряны, судебные разбирательства и расследования идут полным ходом - "сланцевая революция" в добыче газа пошатнула позиции "Газпрома", считает московский корреспондент The Guardian Мириам Элдер.
В течение многих лет представители российского газового гиганта отказывались всерьез воспринимать сланцевый газ, сравнивая нетрадиционный способ его добычи с чем-то вроде деликатеса, отмечает Элдер. Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил в 2010 году: "Если вам нравится фуа-гра, это не значит, что вы откажетесь от обычного стейка".
Теперь, когда стало известно, что к 2035 году США превзойдут Саудовскую Аравию и Россию по добыче нефти благодаря разработке сланцевых пород, кажется, российские власти начали неохотно признавать новые реалии, продолжает журналистка. "Политики, эксперты, бизнес заговорили о настоящей сланцевой революции", - приводит она слова Путина по поводу изменений на рынке газа.
"Сланцевый бум" в США уже оказал серьезное влияние на Россию. Многие осознают, что решение "Газпрома" свернуть разработку Штокмановского месторождения в Арктике связано именно с тем, что США все больше переходят на нетрадиционную добычу газа.
"Газпрому" пришлось признать, что установленные им цены в Европе завышены, когда там начали использовать сжиженный природный газ, изначально предназначенный для США. Еврокомиссия ведет антимонопольное расследование против газового гиганта, отмечает автор статьи.
Подконтрольные государству российские СМИ и "Газпром" обсуждают опасность гидроразрыва сланцев для экологии - странное явление для страны, которая обычно в последнюю очередь беспокоится об охране природы, иронизирует Элдер. Указание Путина "Газпрому" всерьез задуматься о сланцевом газе, скорее всего, что-то изменит, полагает она.