XII-й германо-российский форум "Петербургский диалог" в этом году был призван "замазать трещины между Москвой и Берлином", однако настроение незадолго до визита канцлера Ангелы Меркель в Москву - хуже некуда, пишет Беньямин Биддер в Spiegel Online о мероприятии, которое проходит 14-16 ноября и в заключительный день ожидает участия бундесканцлера.
В ответ на ужесточение российского закона о собраниях и придание НКО статуса "иностранных агентов" в России немецкий бундестаг принял резолюцию с критикой Путина, на что российский МИД стал обращаться с координатором российско-германских отношений по вопросам гражданского общества Андреасом Шокенхоффом как с персоной нон-грата. Он попытался получить аудиенцию в МИДе, однако получил отказ, пишет Биддер.
"Никогда раньше на "Петербургский диалог" не смотрели таким критическим взглядом, как в этом году", - продолжает Биддер. По его словам, Москва вместо правозащитников регулярно присылает на форум прокремлевских активистов, а представители Германии так старались не рассердить российскую сторону критическими замечаниями, что их стали подозревать в подхалимстве.
В этот раз, по словам Биддера, испытанию подвергается не только "Петербургский диалог", но и вся политика Германии на российском направлении: Германия "с давних пор представала как адвокат России в Европе", а канцлеры Гельмут Коль и Герхард Шредер старались установить не только стратегическое партнерство, но и дружбу. Однако сейчас Берлин "все сильнее задается вопросом, как ему обходиться с усиливающимся сползанием России в сторону авторитарных моделей поведения", говорится в статье.
В Москве "Петербургский диалог" пытается предупредить события: найти новые лица, посвятить больше времени дебатам, приправив их порцией критики, пишет Биддер. Для начала сопредседатель германской делегации Лотар де Мезьер заявил, что Германия не может принять тот факт, что в России неправительственные организации обазали регистрироваться в качестве "иностранных агентов".
Помимо этого, форум стал привлекать новых людей: если несколько лет назад бывший министр экономики России Герман Греф отказался от роли председателя форума, потому что среди участников были "сплошные пожилые мужчины" и почти не было женщин, сейчас приехали 20 молодых делегатов. Для обеих сторон было непривычно выступление Кристофера Лауэра, главы фракции "Пиратской партии" в Палате депутатов Берлина, отмечает Биддер. "Пират", пришедший в кроссовках, участвовал в рабочей группе "Политика" совместно с Михаилом Горбачевым и должен был говорить о низовом гражданском активизме, пишет корреспондент.
"Не все нововведения были приняты благосклонно. В рабочей группе "Политика" немцы хотели допросить авторов закона об НКО, объявляющего их "иностранными агентами", однако россияне спустили вопрос на тормозах, а второе заседание неожиданно отменили, заменив его концертом Чайковского", - сообщает Биддер.
В ответ на просьбу немцев об открытом разговоре российская сторона "достала более мощное риторическое оружие": от России выступили депутаты-единороссы Вячеслав Никонов и Алексей Пушков. Пушков заявил, что Запад обращается с Россией как с партнером низшего класса, что США и Европа больше не являются образцами для подражания и что Мари-Луизе Бек, вместо того чтобы выговаривать России за несоблюдение прав человека, стоило бы "основать комиссию по правам человека в Испании и Греции". Представитель российского МИДа, со своей стороны, гневно заявил, что резолюция бундестага "необъективна и недружественна, как будто автор не видит, что происходит в России". Один из участников, некогда приближенный к Горбачеву, дал немцам "совет, который вам не понравится, но, может быть, пойдет на пользу: посмотрите правде в глаза. Оппозиция, с которой вы работаете, не имеет в стране ни влияния, ни поддержки".
Мари-Луиза Бек в ответ на это припомнила идею Горбачева об общем европейском доме и заявила, что вполне естественно беспокоиться о том, что происходит у соседей. Однако, отмечает Биддер, "россияне не были настроены на дипломатичные полутона".
В конце обозреватель цитирует одного из членов германской делегации: "Сегодня они играли в регби, а мы - всего лишь в софтбол. Но мы все равно останемся друзьями".