Франция начала массированные бомбардировки расположенного на востоке Сирии города Ракка - "столицы самозваного халифата". Время для гибкого подхода к террору ИГИЛ прошло, пишут СМИ. Но достаточно ли авиаударов, пусть даже усиленных?
"Исламское государство" (запрещенное в РФ. - Прим. ред.) взяло на себя ответственность за террористические акты в Париже и уверяет, что мстит за участие Франции в военных кампаниях против ИГИЛ в Сирии и Ираке. Произошедшие в пятницу вечером события, в результате которых погибли как минимум 130 человек и ранены около 350, застало Францию и ЕС врасплох. И то, что они снова и снова оказываются не готовы к жестоким атакам мусульманских радикалов, просто удивительно", - пишет Йосси Мелман в The Jerusalem Post.
"Несомненно, пятничная атака - самое смертоносное, разностороннее и дерзкое, а также наилучшим образом спланированное и исполненное преступление такого рода за всю историю Франции, по крайней мере со времен Второй мировой, однако ее следует воспринимать как очередное звено в цепи событий", - полагает Мелман.
После каждого теракта французские и европейские лидеры объявляли о намерении бороться с терроризмом, и события пятницы Франсуа Олланд назвал "военными действиями". "Французы объявили чрезвычайное положение - в четвертый раз за послевоенный период - и трехдневный национальный траур, - отмечает Мелман. - Однако слов, даже самых жестких, и символических жестов недостаточно - к новому мышлению, новому мировоззрению нужно присоединить решительные действия".
"Да, сейчас, после первоначального потрясения и отставки или переназначения некоторых руководителей разведки и полиции, из сложившейся ситуации будут извлечены уроки, а также будут предприняты структурные изменения и реформы, направленные на совершенствование процессов сбора и анализа разведданных, - говорится в статье. - Но разведка - это еще не все".
"Необходимо срочно менять мышление. Франции, как и другим западным и арабским странам, участвующим в войне с мировым терроризмом, следует понять, что "Исламское государство" и "Аль-Каида" (запрещенная в РФ. - Прим. ред.) должны быть уничтожены", - убежден Мелман.
"Чтобы нанести серьезный урон (не говоря уже о поражении) злым силам джихада, авиаударов, даже существенно усиленных, недостаточно. Необходима наземная операция. Однако отправка [в Сирию] европейских и американских войск, особенно в год выборов в США, была бы очень непопулярной мерой, требующей твердых политических убеждений и настоящего лидерства, - говорится в статье. - Более того, такое решение потребовало бы общественной поддержки и осознания, что за достижение мира и безопасности придется заплатить возвращением некоторых солдат в похоронных мешках".
"Кроме того, - добавляет Мелман в заключение, - если Запад отправит войска в Сирию, не придя к соглашению относительно целей этой военной операции, он добьется очень малого".
"Время для гибкого подхода к террору ИГИЛ прошло", - говорится в статье Кристофера Дики "После событий в Париже пора добраться до Ракки, столицы ИГИЛ?", опубликованной в The Daily Beast 14 ноября, до начала бомбежек Ракки. "Но что если ИГИЛ хочет как раз этого?" - пишет автор.
"Если теракты, совершенные в самом сердце крупной европейской столицы, - это начало нового этапа войны между ИГИЛ и цивилизованным миром, вопрос в том, что это будет за война. Что можно сделать, чтобы не просто контролировать и сдерживать угрозу? Этот подход Вашингтона и его союзников не сработал. Случившееся здесь было невозможно ни проконтролировать, ни удержать", - говорится в статье.
"Все очевидные мишени в Париже, от Эйфеловой башни до еврейских школ, уже патрулируются солдатами в полном боевом снаряжении. А вот камбоджийский ресторан и концертный зал так не охраняются - и не могут охраняться. Если цель ИГИЛ - слабозащищенные цели, то в мире нет ни одной страны, которая не была бы, как выражаются военные, "насыщенной целями", - указывает автор.
"Политики и сами не знают, что в конце концов решат. Но среди французских и американских ветеранов борьбы с террором идет все больше разговоров о столице самозваного халифата - городе Ракка на востоке Сирии", - передает Дики.
"На то, что случилось, все будут отвечать солидарностью - будут ленточки на деревья привязывать и другой ерундой заниматься", - сказал The Daily Beast ветеран ЦРУ, имеющий многолетний опыт выслеживания бен-Ладена и борьбы с ИГИЛ. А нужно, по его мнению, "вогнать им в сердце кол".
"Соберите отряд из 6-7 тыс. солдат, посадите их на самолет и просто возьмите Ракку. Не надо никаких предупреждений. Не надо танковых колонн. Обучите отряд и в бой, - посоветовал этот ветеран спецслужб. - Они сделали Ракку столицей своего государства. Возьмите ее - и вы сразу измените ситуацию на поле боя. С ИГИЛ нельзя тянуть кота за хвост, и случившееся в Париже - готовый повод, чтобы предпринять что-то стратегически важное. А иначе что будет? Они победят".
По мнению некоторых аналитиков, ИГИЛ нанесло внезапный удар, потому что его теснят противники по сирийскому театру военных действий. Один из этих специалистов, консультирующий правительство Франции по поводу антитеррористических стратегий, полагает, что "такие войны на изнурение противника, как состоявшаяся "битва за Париж", необходимо гасить начиная с источника. Если мы действительно хотим чего-то добиться, Ракка должна быть разрушена".
"Что или кто этому мешает? По мнению этого аналитика, Соединенные Штаты", - передает Дики.
"Договариваться о каждой бомбежке - это просто кошмар, - жалуется ветеран разведки. - Упс, а тут сад. Упс, а тут семья. Это нельзя разрушать, и это тоже".
"Однако ИГИЛ встроено в гражданское население", - сказал в беседе в этим источником журналист.
Аналитик считает, что существует важное различие. "Они представляют гражданское население", - сказал он о тех, кто остался в подконтрольных ИГИЛ районах и иногда получает выгоду от присутствия группировки. "Война есть война", - заявил он.
Однако мы видели пагубные последствия оккупации Ирака и Афганистана, заметил журналист. В Ракке будет по-другому? Разве не этого хочет ИГИЛ - заманить Запад в свою трясину?
"ИГИЛ хочет, чтобы мы завоевывали территорию, а я говорил не об этом, - сказал The Daily Beast аналитик. - Ракку надо стереть с лица земли".
Эмоции? Возможно, комментирует автор статьи. Но эмоции, символизм, образность - все это играет важную роль в войне.