В среду российский парламент одобрил законопроект, который может объявить "иностранным агентом" любое СМИ, действующие в России и получающее иностранное финансирование. Правозащитники и журналисты опасаются очередного наступления на свободу слова, отмечая сталинские нотки в термине "иноагент". Немецкая Handelsblatt критикует Вашингтон за чрезмерные действия против RT, спровоцировавшие резкий ответ Москвы: "Сильная демократия должна быть в состоянии выдерживать критику".
"В среду российский парламент одобрил законопроект, который может потребовать от иностранных СМИ, действующих в России, помечать свои новостные материалы как работу "иностранного агента". Это стало очередным шагом в ухудшении отношений, с тех пор как США обвинили Россию во вмешательстве в президентские выборы 2016 года", - сообщает The New York Times.
Предложенные новые правила, очевидно, представляют собой ответную меру за требования отчетности, введенные Министерством юстиции США в отношении американского филиала RT, отмечает издание.
Сфера применения российского закона кажется гораздо более широкой, чем американского, распространяясь на все иностранные СМИ, а не только на государственные вещательные компании, пишет автор статьи Эндрю И. Крамер. "Это заставляет новостные организации теряться в догадках в отношении того, как это повлияет на их деятельность, и российские правозащитные организации опасаются очередного наступления на свободу слова", - отмечает он.
"Многочисленные независимые СМИ в стране получают иностранное финансирование, - говорит Таня Локшина, директор российской программы Human Rights Watch. - Иностранное финансирование может стать предлогом для того, чтобы подвергнуть их репрессиям. Этот закон шокирующе непропорционален и широк. В том виде, в котором он сейчас существует, он, как представляется, может быть использован во многих различных целях".
"Кремль неустанно создавал эхо-камеру, поглощающую критические голоса, - отметил Денис Кривошеев, заместитель директора по Европе и Центральной Азии Amnesty International, - как внутри России, так и за ее пределами".
"В настоящем виде российский закон позволит Министерству юстиции объявить иностранным агентом любые СМИ, находящиеся за пределами России или получающие зарубежное финансирование, и применять те же правила к обозначенным СМИ, как к неправительственным организациям, согласно российскому закону 2012 года", - пишет издание, напоминая, что многие организации предпочли прекратить свою деятельность, нежели выполнять эти предписания.
"Россия отомстила, ограничив свободу зарубежных СМИ, после того как Вашингтон вынудил RT зарегистрироваться в качестве "иностранного агента" - сообщает в заголовке британская Independent.
Как рассказывает издание, телеканал RT выполнил требование Минюста США и зарегистрировался как иностранный агент в соответствии с "Законом о регистрации иностранных агентов" (FARA).
"Почти сразу после того, как были поданы документы на регистрацию по FARA, российский посол в США Анатолий Антонов прибыл в вашингтонскую штаб-квартиру RT. Он пообещал, что Кремль "никогда не подведет своих людей" и ответит соответствующим образом. В течение двух дней российские парламентарии выполнили обещание, приняв новый законопроект, ограничивающий работу иностранных СМИ в России", - говорится в статье.
"Один из потенциальных фигурантов нового закона, ВВС, сказал Independent, что "пристально" изучит его положения. Таня Локшина, старший эксперт в Human Rights Watch, сказала, что поправки кажутся "непропорциональными, слишком широкими и слишком туманными даже по стандартам российского парламента". По-видимому, он, в отличие от закона, автоматически требующего регистрацию всех финансируемых из-за рубежа НПО, дает Кремлю возможность "выбирать", у каких иностранных СМИ потребовать регистрации, и Кремль намерен ею воспользоваться", - говорится в статье.
"Сеть заброшена на максимально возможную ширину, - сказала Анна Качкаева, эксперт по СМИ в Высшей школе экономики. - Как она сработает на практике, можно только гадать".
Автор статьи Оливер Кэрролл отмечает, что последствия регистрации кажутся яснее: о них можно судить по действию закона об НПО, принятому в 2012 году. Изданиям, зарегистрированным в качестве "иностранных агентов", следует ожидать враждебных бюрократических проверок, налоговых инспекций, финансовых аудитов, проблем с арендой офисов. Они должны будут размещать на сайтах и официальных документах значок "иностранного агента".
"Позорным клеймом на иностранных СМИ" называет новый российский закон журналист швейцарской газеты Le Temps Эммануэль Гриншпан. Поправка к закону о СМИ была принята с невероятной спешкой и без дебатов, что указывает на полную субординацию законодательной власти и на решительность исполнительной власти в отношении этой меры.
Путин, готовясь к переизбранию, наращивает свои усилия по контролю за российским медийным пейзажем. Осталась только горстка СМИ, которые осмеливаются его критиковать, их терпят потому, что их распространение ограничено, говорится в статье.
Отличительная черта новой поправки к закону - ее расплывчатость. Любое СМИ, получающее финансирование из-за рубежа, формально подпадает под действие закона. Явными мишенями являются иностранные СМИ, выходящие на русском языке, а значит, оказывающие наибольшее влияние. Речь идет о "Радио Свобода", российских службах BBC, Deutsche Welle и "Голоса Америки", а также о сайте Meduza.io, говорится в статье.
Сенатор Олег Морозов расширил поле действия закона, пригрозив таким либеральным российским СМИ, как "Эхо Москвы" и "Дождь". Другой сенатор, Сергей Железняк, предложил обязать "иноагентов" работать в России через российского "посредника".
Российские власти преподносят свою ярость как реакцию на решение США в отношении RT. В отличие от американского смысла словосочетания "иностранный агент", в русском языке это выражение воскрешает крайне негативные сталинские нотки, считает автор.
Amnesty International осудила поправку к закону, которая "ужесточает господство" властей над СМИ и отягчает "уже и так достаточно безнадежную ситуацию со свободой печати в России".
Журналист немецкой Handelsblatt Андре Баллен отмечает, что реакция США в отношении RT была чрезмерной. "Вместо того чтобы подвергать канал бюрократическим финансовым проверкам и вешать на него ярлык "иностранного агента", Вашингтону нужно было заняться содержанием предвзятых сообщений телеканала. Сильная демократия должна быть в состоянии выдерживать критику, оспаривать и понижать значимость, в том числе, и направленных против демократии высказываний", - говорится в статье.
"То, что Кремль не будет терпеть упреков в пропаганде и примет ответные меры, соответствует логике конфликта, - рассуждает автор, - однако со своим нововведением депутаты зашли слишком далеко, потому что закон сформулирован расплывчато - возможно, это сделано намеренно (...)". В качестве "иностранных агентов" могут рассматриваться все юридические лица и прочие структуры, которые зарегистрированы за границей либо получают оттуда деньги. "При этом о доле иностранного финансирования ничего не говорится: считается ли полученная СМИ премия иностранным финансированием?" - иронизирует автор.
"В основном речь идет о борьбе с западной пропагандой", - передает издание мнение одного российского политолога. "Неясным остается, с какого момента критика начинает трактоваться как пропаганда", - пишет в заключение журналист.