На прямых, как стрела, проспектах белорусской столицы сразу бросаются в глаза памятники Феликсу Дзержинскому, основателю ЧК, и Ленину. Однако не столь заметны предвыборные плакаты, выполненные в черно-белых тонах - простые листовки с портретами кандидатов в депутаты, многие из которых сочли достаточным рассказать о том, что они хорошие работники, другие же предпочли сообщить, что любят собак и кошек.
Монополизированная пресса
В авторитарном государстве Александра Лукашенко, бывшего директора колхоза, продолжающего думать, будто плановая экономика является панацеей от всех бед, не может быть и речи о расточительстве: каждому кандидату в депутаты позволено израсходовать на свою кампанию сумму, эквивалентную 120 долларам. Однако этот лимит нисколько не стесняет кандидатов от партии власти, которые могут рассчитывать на возможность использования правительственных СМИ, практически полностью монополизированных в этой стране, ставшей после свержения Милошевича в Югославии последней диктатурой в Восточной Европе. Вместе с тем, официальные СМИ, практически не публиковали материалов о деятельности кандидатов от оппозиции, большинство которых представлялись как "независимые".
Светлана Наумова, руководитель предвыборного штаба демократического кандидата Ольги Абрамовой, демонстрирует агитационные материалы: 3 тысячи плакатов среднего формата и несколько тысяч буклетов. Этого слишком мало для избирательного округа в пригороде столицы, насчитывающем 70 тысяч жителей. Слишком мало для того, чтобы обклеить подъезды всех жилых домов, и еще меньше для того, чтобы дойти до каждого избирателя. "Мы раздаем наши буклеты лишь тем, кто может действительно заинтересоваться", - признается молодая женщина.
В сложившихся условиях, многие посчитали невозможным проведение агитационной предвыборной кампании. "В результате проведения конституционной реформы 1996 года Лукашенко присвоил себе всю власть и превратил парламент в регистрационную палату", - заявил Дмитрий Бондаренко, представитель Хартии-97, неправительственной организации, призывающей к бойкоту выборов. Основные оппозиционные лидеры продолжают заявлять о легитимности бывшего парламента и организовывать акции, направленные на разоблачение природы существующего режима. За каждым мероприятием, проводимым оппозицией, следуют санкции в отношении независимых СМИ. Тиражи этих изданий и без того ограничены вследствие проводимой властями политики по экономическому и административному удушению прессы. "В течение лишь одного месяца, - говорит Бондаренко, - 200 человек были подвергнуты допросам, 30 человек были оштрафованы, 70 человек ожидают судебные разбирательства, а один представитель оппозиции уже в течение 10 дней находится в тюрьме за распространение листовок с призывом бойкотировать выборы. А так как этого недостаточно для того, чтобы запугать народ, профашистские группировки, манипулируемые спецслужбами, нападают на нас, что приводит к физическому устранению представителей оппозиции. Их исчезновения случались не раз".
Истощение
Манифестации в Минске с последующими репрессиями стали настолько частыми явлениями, что даже такие авторитетные организации как Lonely Planet предупреждают об опасности. Вместе с тем, если в марте в марше свободы приняли участие 40 тысяч человек, то в октябре на подобном мероприятии присутствовали лишь 10 тысяч человек. "Уличная демократия, как форма борьбы, истощила свои ресурсы, - говорит демократ Светлана Наумова. - Мы больше не можем продолжать игнорировать Конституцию, регламентирующую нашу жизнь на протяжении уже 4 лет".
Между тем, низкая заработная плата, плохие урожаи и инфляция нанесли удар по популярности Лукашенко. Увеличение торгового дефицита с Россией превратило его мечту о союзе со старшим российским братом в химеру. Раскол оппозиции по вопросу проведения или бойкота выборов сделал невозможными перемены, аналогичные тем, что имели место в Словакии, Хорватии или Сербии. Однако предстоящие выборы позволят определить настроения избирателей за год до президентских выборов, за участие в которых выступают все политические партии.