Пятница, 3 октября, стала необычным днем для подмосковного лицея-интерната для сирот. Под озадаченными детскими взглядами милиционеры с автоматами в руках держали здание в окружении, а группа правительственных следователей прочесывала все - от компьютерных данных до детских учебников - в поисках доказательств сокрытия налогов благодетелем заведения, нефтяным гигантом ЮКОСом. В тот же день милиция провела рейды на других объектах, принадлежащих ЮКОСу.
Это открыто новую главу в "деле ЮКОСа", повести о политических и деловых интригах, которые разворачиваются в корпоративной России на протяжении нескольких последних месяцев. Звезда этой драмы - 40-летний глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. По словам кремленологов, Ходорковского - бывшего лидера молодежной коммунистической организации, ставшего банкиром и олигархом, - Кремль наказывает за то, что он использовал свою компанию для укрепления своего политического влияния.
Кремль обрабатывает строптивого олигарха: мы уже знакомы с этим сценарием. Но дело ЮКОСа довольно запутано. Обратите внимание, что всего за день до обыска в лицее состоялась встреча Ходорковского и председателя ExxonMobil Ли Реймонда на мероприятии в Москве, организованном Всемирным экономическим форумом.
Издание The Financial Times сообщило, что Exxon предлагает ЮКОСу 25 млрд долларов за 25% акций компании - об этой сделке ходили слухи с августа. Однако ни одна из сторон не признала факта подготовки такой сделки. Мелькает где-то здесь же и название ChevronTexaco Corp.
А что с российским президентом Владимиром Путиным, который, как предполагается, хочет, чтобы Ходорковский спустился на несколько ступенек ниже? Публично он поддержал крупные зарубежные инвестиции, оставив открытой возможность для заключения сделки ExxonMobil-ЮКОС, которая добавит к состоянию Ходорковского, уже самого богатого человека в России, еще несколько миллионов. В недавнем интервью New York Times Путин дал понять, что приветствует инвестирование Exxon в ЮКОС.
Привлекательные ресурсы
Выражаясь словами Уинстона Черчилля, сказанными о России, это "загадка внутри секрета, окутанного тайной". Итоги этой саги могут определить, заключит ли ExxonMobil одну из крупнейших нефтяных сделок года, выявить, действительно ли Москва хочет открыть страну для дальнейших зарубежных инвестиций и прекратят ли Путин и Кремль свою войну с самым влиятельным российским олигархом.
Мотивация ExxonMobil в этой драме выглядит яснее ясного. Недавно завершенное слияние ЮКОСа со своим конкурентом "Сибнефть" создало четвертую крупнейшую мировую негосударственную нефтяную компанию, с огромными ресурсами и производительностью, возрастающей на 20% в год. Цена продукции - 1,47 доллара за баррель, это одна из самых низких цен в индустрии. Все это выглядит привлекательным в глазах крупнейшей в мире интегрированной компании.
Несмотря на обширные разработки, уровень производства ExxonMobil в прошлом году несколько упал. Заключив сделку с ЮКОСом, американская компания сможет обозначить свои интересы в развивающейся самыми быстрыми в мире темпами нефтяной индустрии и будет шагать в ногу с BP PLC, которая в феврале заключила сделку на 9,8 млрд долларов с российской компанией ТНК.
Как замечает Пол Коллисон, нефтяной аналитик Brunswick UBS, "риски в России могут быть снижены - и у нее есть ресурсы, в которых нуждаются эти компании".
Насколько сильно жаждет ExxonMobil укрепить свои позиции в России? По мнению Коллисона, который недавно встречался с представителями ExxonMobil, американский нефтяной тяжеловес стремится получить некое количество акций (не контрольный пакет) в любой российской кампании - хотя обычно он требует контроля.
Но заключит ли ExxonMobil такую сделку, зависит от россиян. Ходорковский получит щедрую прибыль от любой продажи. Когда бывший банкир приобрел свою 36-процентную долю в ЮКОСе по бросовой цене во время российской программы приватизации в середине 1990-х, большинство людей предполагало, что он продаст ее, как только подвернется удобный случай.
На удивление, у него действительно оказались способности к нефтяному бизнесу. Казалось, он наслаждается движением к цели - превращению ЮКОСа в нефтяную компанию мирового уровня. В этом он преуспел.
В этом году ЮКОС ожидает получить прибыль 4,3 млрд долларов при выручке с продаж в 15 млрд. Рост цен на нефть и стабильные улучшения российского инвестиционного климата внесли свой вклад в рост цен на акции ЮКОСа - они выросли на 68% с декабря и достигли 16 долларов за акцию. Это выглядит как идеальный момент для продажи.
"Если кто-то приходит и предлагает тебе много денег за половину твоей компании и если вы можете сделать еще больше денег, работая вместе, почему бы не поступить именно так?" - задает вопрос Стефен О'Салливан, сопредседатель московского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа".
Однако вряд ли в данном случае единственным мотивом Ходорковского могут быть деньги. Как и американские нефтяные магнаты прошлого, он тоже филантроп и тратит свое состояние на разнообразные цели, начиная с обучающих интернет-центров и заканчивая картинными галереями.
Он финансировал кандидатов политической оппозиции, проводящих предвыборную кампанию - парламентские выборы состоятся в декабре. Однако он вызвал неудовольствие власть имущих.
В данный момент против ЮКОСа и его дочерних предприятий ведется семь разных расследований, и обвинения варьируются от неуплаты налогов до соучастия в убийстве, а один из главных акционеров компании с июня томится в московской тюрьме по обвинению в растрате. ЮКОС все обвинения отвергает, утверждая, что преследование носит политический характер.
Путин - нераскрытая карта
Еще одним поводом заняться поисками иностранного партнера для Ходорковского могло стать неослабевающее наступление на него. Босс ЮКОСа может делать ставку на то, что правительство прекратит свои атаки, опасаясь, что они испугают крупных инвесторов, как ExxonMobil.
Однако возможно и обратное: кремлевские ястребы могут не пожалеть сил, чтобы помешать большому куску российского нефтяного пирога перейти в руки зарубежной международной корпорации всего за несколько месяцев до выборов.
Из всех разыгрываемых в России карт самая непредсказуемая - это Путин. Ни один крупный американский инвестор не может и мечтать попасть в Россию без одобрения Кремля. Путин - давний сторонник зарубежных инвестиций, и не далее как в прошлом месяце он встречался с высокопоставленными американскими чиновниками, включая министра торговли США Дональда Эванса, с которым они обсуждали сотрудничество в энергетическом секторе.
Так почему Путин говорит одно, а российская милиция вершит нечто противоположное? Ответ таится в темном царстве кремлевской политики. В свете приближения президентских выборов в следующем марте соперничающие партии сражаются за влияние, и Ходорковский попал под перекрестный огонь.
Расчет Путина мог быть таков: кампании против ЮКОСа будет достаточно, чтобы удовлетворить врагов Ходорковского в Кремле, и в то же время эта кампания не нанесет серьезного ущерба развитию ЮКОСа и не отпугнет иностранных инвесторов.
Но лучше бы Путину вести себя поосторожнее: даже самые надежные инвесторы, такие, как ExxonMobil, могут разбежаться, если игра станет слишком темной.