В США началась крупнейшая за последние 25 лет историческая кампания, связанная с годовщиной путешествия, которое помогло заложить основы государства. Юбилей экспедиции капитанов Мериветера Льюиса и Вильяма Кларка, проделавших путь от Миссури до Тихого океана и обратно, главным образом по реке, вызывает в обществе небывалый энтузиазм.
Члены экспедиции Льюиса и Кларка собрались в Луисвилле, штат Кентукки, осенью 1803 года. Они перезимовали в лагере Сен-Чарльз неподалеку от Сен-Луи и весной отправились в путь. Они проплыли вверх по Миссури, пересекли Скалистые горы и по реке Снейк добрались до реки Колумбия, по которой спустились к Тихому океану на территории нынешнего штата Орегон. Затем они отправились обратно и вернулись в 1806 году, преодолев расстояние примерно в 8 тыс. миль.
На этой неделе, через 200 лет после того, как капитаны решили отправиться в путешествие на запад, в гавани Луисвилля можно видеть реконструированные копии их килевого судна и каноэ.
Празднование подогревается политически корректными интерпретациями представлений современной Америки о самой себе. Капитаны отправились изучать неизведанные места, а не завоевывать их, и хотели завязать дружбу с индейцами. Такое прочтение истории подкрепляется ролью индейской девочки-подростка Сакагави и Йорка, чернокожего раба Кларка. Им обоим - впервые в американской истории - было предоставлено право голоса, когда принималось решение о том, где провести зиму 1805 года.
Путешествие считалось краеугольным камнем в создании Соединенных Штатов, трансконтинентального государства с огромной неизведанной территорией и выходом к двум океанам.
Новое политически корректное видение помогло превратить 200-летие экспедиции в самое крупное историческое предприятие со времени юбилея Декларации независимости, который отмечался в 1976 году. Оно резко отличается от провалившегося в 1992 году празднования годовщины путешествия Колумба, омраченного протестами индейцев, скорбящих по поводу начала "геноцида".
Феномен Льюиса и Кларка считается настолько важным, что в октябре национальное телевидение и газеты начнут кампанию по их героизации.
"По крайней мере на короткий срок американцы получат то, чего им так не хватает: ощущение истории, данное им Уолтом Диснеем", - написал в Луисвилльской газете Courier-Journal Боб Хилл.
Наверное, можно понять то, что в ходе празднования не упоминается имя первого человека, пересекшего континент, британца Александра Маккензи, который добрался до западного побережья Канады за 10 лет до Льюиса и Кларка.
Американцы сосредоточатся на открытии Льюисом и Кларком равнин, на которых, насколько хватал глаз, паслись бесчисленные бизоны, и на первой встрече белых людей с медведями гризли. Участники экспедиции курили трубки мира и ели собачье мясо с индейцами. Они спали с индейскими женщинами с одобрения мужей, которые считали, что, поделившись женами, они обретут мудрость чужеземцев.
Конец путешествия не был счастливым. Льюис впал в депрессию и, вернувшись, сказал женщине на постоялом дворе в Теннеси: "Мадам, сегодня очень славный вечер", после чего вышиб себе мозги из пистолета.
Но Льюис и Кларк застолбили для молодой американской республики северо-запад, дав понять британцам, испанцам и русским, кому он принадлежит.