В понедельник западные газеты сфокусировали внимание на кризисе вокруг Северной Кореи, которая недавно провела ядерные испытания. Так, The Washington Post задается вопросом, можно ли как-то помешать другим государствам и террористическим группам в последующие годы приобрести подобное оружие?
Более слабые страны, такие как Ливия, можно подкупить или запугать, чтобы они отказались от программ по развитию вооружений, в которых к тому же не достигнуто особых успехов. Следует добиваться создания нового международного протокола о производстве ядерных материалов. Однако такие страны, как КНДР и Иран, можно остановить, только если против них выступит мощная коалиция стран, в которую войдут США, Европа с Россией, Китай и региональные державы, считает газета.
Пять стран, которые пытались достичь с Северной Кореей соглашения по ядерной программе, - Китай, Южная Корея, Россия, Япония и США - могли бы остановить северокорейскую программу и все еще имеют шанс это сделать: у них достаточно сил, чтобы свергнуть диктаторский режим Ким Чен Ира. Подобная коалиция могла бы, вероятно, остановить и Иран. Но, чтобы добиться этого, нераспространение ядерного оружия должно стать главной задачей правительств указанных стран. Они должны быть готовы принести жертвы и пойти на риск, пишет американская газета.
Однако дипломатическая борьба в ООН на прошлой неделе вновь продемонстрировала, что ни Китай, ни Россия не считают жизненно необходимым прекращение распространения ядерного оружия. Обе страны вчера проголосовали в поддержку решения о введении санкций против Северной Кореи, но как Пекин, так и Москва направили свои усилия на смягчение санкций, уменьшив их список и исключив из него упоминание о силовых мерах. Этими шагами они продемонстрировали, что для них существуют более важные приоритеты, чем ограничение распространения ядерного оружия.
Китай, хотя и рассержен на Северную Корею, все же считает более важным сохранение режима Ким Чен Ира, нежели его разоружение. Китайские власти не без основания опасаются дестабилизации обстановки из-за наплыва беженцев в случае падения диктатуры Кима. Более циничная причина состоит в том, что они рассматривают данный режим как средство уменьшения влияния США в Азии. Взгляд Пекина на Иран столь же прагматичен: это ценный источник энергии и препятствие на пути США.
Россия - еще менее надежный партнер в вопросах нераспространения. Правительство Владимира Путина, кажется, вернулось к советскому взгляду на международные отношения как на игру с нулевым итогом против США: для получения какой-либо выгоды Соединенные Штаты должны пойти на какую-либо уступку. Поэтому в четверг Россия согласилась поддержать резолюцию ООН о санкциях против КНДР - но только после подписания США в Совете Безопасности другой резолюции: о соседе России, Грузии. Данная резолюция продлила мандат наблюдателей ООН - и дала законное основание для дальнейшего присутствия российских солдат в двух спорных регионах в Грузии. Также в ней была упомянута "воинственная риторика и провокационные действия" со стороны прозападного правительства Грузии.
Британская The Times пишет о самих санкциях против КНДР и указывает в заголовке, что "Антиядерные санкции грозят голодом".
По данным издания, миллионы жителей Северной Кореи столкнутся с нехваткой пищи и настоящим голодом во время предстоящей зимы, если международное сообщество сократит продовольственную гуманитарную помощь в ответ на ядерное испытание, проведенное руководством этой страны, - так считают представители ООН, сотрудники гуманитарных и правозащитных организаций.
Даже до того, как в прошлый понедельник было проведено ядерное испытание, страна стояла на пороге продовольственного кризиса, поскольку иностранная помощь постоянно сокращается, а летние наводнения стали причиной гибели сотен людей и смыли целые поля риса и пшеницы. Дальнейшее сокращение объемов помощи вызовет повторение трагедии конца 1990-х, когда, по некоторым данным, от голода умерли до трех миллионов человек.
Резолюция ООН запрещает продажу технологий, связанных с оружием массового поражения, продажу обычных вооружений и предметов роскоши, а также разрешает проверять подозрительные банковские счета. "Совет Безопасности ведет себя как гангстер, принимая силовую резолюцию и в то же время не замечает ядерную угрозу со стороны США, которые оказывают давление и требуют ввести санкции против Северной Кореи", - заявил представитель Северной Кореи в ООН Пак Киль Ен.
Закрытый характер Северной Кореи делает невозможным установление масштабов гуманитарной катастрофы, но есть данные о том, что без иностранной помощи шестая часть ее 23-миллионного населения будет голодать. По данным Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН, возникнет недостаток примерно 600-800 тысяч тонн зерна.
Le Temps считает, что "Корея наказана, но Америка демонстрирует свою слабость".
Представитель США в ООН Джон Болтон в течение недели и до субботы включительно вел переговоры с китайцами и русскими, идя на одну уступку за другой, чтобы добиться принятия документа, осуждающего и наказывающего режим Пхеньяна за его упорное стремление к созданию ядерного оружия. В резолюции 1718, принятой в результате этого марафонского бега, немало лакун. Ее претворение в жизнь обещает быть трудным. И вся эта история показывает, как тяжело теперь США, вынужденным разбавлять свое вино водой, насколько зависят они от того, чего хотят - или не хотят - Китай и Россия.
Второй ядерный раунд Совета Безопасности, который на этой неделе будет посвящен Ирану, будет еще труднее выиграть и американцам, и европейцам, готовящимся объявить о прекращении прямых переговоров с Ираном.
Северокорейская и иранская головоломки содержат в себе урок и более общего плана. Преимущественно односторонние действия США в Афганистане и Ираке ослабили американскую позицию. У сверхдержавы осталось не так много когтей. Те, кто вступает с США в ограниченное сотрудничество (Китай и Россия), как и те, кто бросает им вызов, уже их не опасаются. Угроза применения силы уже не имеет смысла: она себя исчерпала, считает издание.
Немецкая газета Die Welt пишет о том, что ООН сформировала четкий посыл Северной Корее: кто создает атомную бомбу, подвергается наказанию.
Внимательно читать текст резолюции будет не только Ким Чен Ир, но и его потенциальные последователи, например, в Иране. Особо нужно приветствовать, что за резолюцию на основе главы VII Устава ООН проголосовали Пекин и Москва. С тем, что они настояли на смягчении резолюции, можно смириться. Главным является то, что бывшие союзники Пхеньяна к этой резолюции присоединились. По их инициативе СБ ООН отказался от угрозы применения какой-либо силы. Соответственно, сейчас Северная Корея не может чувствовать для себя большей угрозы, чем раньше. Это предотвращает возможную эскалацию напряжения, пишет издание.
Итальянская La Stampa пишет о том, что, принимая во внимание большую протяженность границ между Китаем и Северной Кореей, позиция, занятая Пекином, вызывает опасения, что санкции, принятые в ООН по блокированию доставки ядерных материалов и оружия массового поражения, вряд ли могут быть реализованы.
Напряженность между Пекином и Вашингтоном возникла еще на этапе переговоров по резолюции, и теперь она вновь проявляется, свидетельствуя о стратегических разногласиях, связанных с тем, что Китай Ху Цзиньтао опасается краха режима Северной Кореи, которого, напротив, желают США, заключает издание.