Российская борьба за власть на Кавказе определяет отношение к Западу
Империя озлобилась. "Нельзя кусать руку, которая тебя кормит", - сказал один из руководителей российского МИДа, который уже выслал из страны 600 грузин и тем самым дополнил экономическое эмбарго в отношении кавказской республики еще одним наказанием. Москва пожинает плоды. Такого строптивого грузинского президента Михаила Саакашвили Кремль предпочел бы свалить сегодня, а не завтра. И вот страна прижата к стенке. "Нельзя кормиться от России и одновременно постоянно оскорблять Россию", - заявил в Москве один из заместителей министра иностранных дел.
Какое отношение все это имеет к Западной Европе? Оказывается, имеет. На Кавказе, на внешней границе Европы, Россия ведет борьбу за власть, которая определяет отношение к Западу. При этом речь идет не только о Грузии и ее молодом президенте-популисте.
Вызов морали
Азербайджан и Армения стали важны ЕС и Вашингтону. Война Москвы против мнимых и настоящих исламистских мятежников в республиках Северного Кавказа ставит Запад перед вызовом его политике безопасности, но также и его морали. Заказное убийство, жертвой которого пала российская журналистка и специалист по Чечне Анна Политковская, трагическим образом напомнило об этом обстоятельстве.
"Россия снова сильна" - повсеместно читается между строк новой военной доктрины, проект которой недавно представил средствам массовой информации всегда подтянутый министр обороны Сергей Иванов, один из возможных преемников российского президента Владимира Путина. Вопрос заключается в том, в каком пункте своей истории ментально задержалась гигантская империя. В XIX или в XX веке? В самодержавии, которое поглотило Кавказ, или в периоде победы в Великой Отечественной войне 1945 года и в роли новой - наряду с США - сверхдержавы?
Резолюция против Грузии
Кремль стремится вернуть России великодержавное величие. Это, как известно, выражается в исчезновении гражданских свобод, в экономике - недавний пример - в планируемом ограничении иностранных инвестиций в ключевых отраслях, а также во внешней политике. В конце прошлой недели Москве удалось записать на свой счет успех в Совете Безопасности ООН: его постоянные члены США, Франция и Великобритания поддержали в своей резолюции российскую критику Грузии. Вызывающая риторика Саакашвили, направленная против сепаратистских режимов в его стране, перманентная возможность военного столкновения положили конец терпению европейцев и американцев на задворках России.
Три года назад все еще казалось возможным. Когда в ноябре 2003 года после фальсификации результатов выборов Саакашвили возглавил в Тбилиси "революцию роз", он подал сигнал прозападной оппозиции в бывших советских республиках. Поскольку он оказывает сопротивление Москве и с явным успехом борется с коррупцией в своей стране, он в Закавказье по-прежнему пользуется популярностью; Али Керимли в Баку, Артур Багдасарян в Ереване, один из них возглавляет партию Народного фронта, другой является председателем партии "Страна законности", берут с него пример. Однако Запад своей так называемой реалистической политикой срывает собственное предложение кавказским государствам о сближении с НАТО и ЕС и укреплении демократии.
Грузия находит небольшой отклик
Осторожность старых членов ЕС в отношении Москвы, интерес к надежным поставкам газа и нефти из прикаспийского региона, возрастающий расчет США на Азербайджан и Армению, чья роль как соседей Ирана может оказаться важной в атомном конфликте, готовит поражение тем силам в регионе, которые ориентируются на Запад. Вчера это был Азербайджан, где Запад проглотил фальсификацию парламентских выборов; сегодня это Грузия, которая больше не хочет соглашаться с ролью России в сепаратистских регионах, но находит на Западе небольшой отклик.