Когда Россия вывела войска из большей части Грузии, она сохранила свое подразделение в горном городке Ахалгори. Позволит ли ЕС там остаться?
Корреспондент The Guardian сам побывал в ставшем причиной разногласий городке Ахалгори. По его мнению, эта точка может вызвать новый конфликт.
Журналист Люк Гардинг вспоминает, как приехал в Ахалгори 16 августа, на следующий день после занятия города российскими и осетинскими силами. К нему отнеслись дружелюбно: солдаты чеченского батальона предлагали покатать на танке, а он угощал солдат оладьями.
Теперь, через два месяца, отмечает корреспондент издания, российские силы по-прежнему там. После вывода войск из буферных зон Россия, по мнению Гардинга, намерена сохранить этот город и другие стратегические позиции.
С точки зрения России, пишет The Guardian, Ахалгори принадлежит Южной Осетии. Это утверждение основывается на том, что город относился к ней в советское время. Тогда он назывался Ленингори. На деле же Ахалгори, отмечает издание, преимущественно населен грузинами и в 1990-х годах управлялся Тбилиси.
По мнению Люка Гардинга, Грузия может пойти на новую авантюру из-за Ахалгори; на это, вероятно, и надеется Россия. ЕС пытается ответить сейчас на вопрос о границах Южной Осетии - согласиться ли с Россией или рассматривать то, что раньше управлялось сепаратистами. Тем не менее, пишет Гардинг, Россия нарушает данные ею обязательства - вывести войска на позиции до событий 7 августа.
Россия же говорит об изменении реалий. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что соглашения о перемирии неприменимы к Ахалгори, который, по его словам, находится "в пределах границ Южной Осетии". В реальности, пишет издание, Абхазия и Южная Осетия - марионеточные государства, опирающиеся лишь на российские войска.
Люк Гардинг считает, что ЕС "необходимо противостоять" призывам Франции и Германии продолжать диалог с Москвой по поводу соглашения о сотрудничестве. По его мнению, нельзя иметь никаких дел с Россией, пока жители Ахалгори не смогут вернуться домой.