В сегодняшнем номере Le Monde опубликована статья писателя Паскаля Брукнера "Неизбежная метаморфоза". Автор напоминает, как весной 2001 года журналист-консерватор Чарльз Краутхаммер в New York Times заявлял о глобальном превосходстве Америки: в вопросах обороны и экологии Вашингтон имел все основания действовать по собственному усмотрению, так как Россию уже можно было сбросить со счетов, Китай тем более, и "добродушный империализм" Соединенных Штатов был хорош для всего мира и для поддержания мира.
Потом, отмечает Паскаль Брукнер, все поражались наивности подобных заявлений: "спустя несколько месяцев 11 сентября выявило уязвимость Соединенных Штатов и подчеркнуло провинциализацию западного мира. Постигший нас крах - не только экономический, но, в первую очередь, политический и идеологический", - пишет газета. Это крах модели, навязанной миру Европой и Соединенными Штатами после распада СССР. "Биржевому обвалу предшествовал обвал нравственный".
Автор пишет, как после падения Берлинской стены и освобождения народов Восточной Европы от советского ига он предложил понятие "демократической меланхолии" - "меланхолии, вызванной потерей нашего самого дорогого врага и нашей пирровой победой, меланхолии Европы и Америки, парализованных своим триумфом и рискующих подвергнуться острому иммунодефициту". Как отмечает Брукнер, "это не капитализм победил, а коммунизм проиграл". "Придуманные нашими элитами после 1989 года сказки о том, что мир захлестнет невиданная волна процветания и демократии, оказались несбыточными мечтами", исключение составляют только поразительные успехи Индии, Китая и Бразилии, считает автор.
В отсутствие противовеса предоставленная сама себе капиталистическая система "погрязла в высокомерии, алчности и конформизме". Советский враг был для Запада гарантией существования за счет ненависти к другому, а адресованная Западу критика давала возможность проводить оптимальные реформы, считает Брукнер. "Что может стать противовесом нашим ценностям вместо коммунизма?" - задается вопросом автор.
Исламский фундаментализм, хоть и опасен, но "слишком карикатурен", чтобы быть настоящим вызовом. "В отсутствие соперника финансовый капитализм замкнулся в самоубийственную спираль, поставившую его на колени".
Однако, по мнению автора, это не значит, что он скоро погибнет. Государство возвращается не для того, чтобы погубить рынок, а чтобы его спасти. Крах "кастового капитализма" влечет за собой несчастья и хаос: это был всего лишь безудержный феодализм, оправдывающий свое обжорство риском и свободой предпринимательства, отмечает автор статьи.
Несмотря на многообразие форм капитализма, альтернативы нынешней модели нет. Как отмечает издание, даже европейским радикалам (антилибералам, троцкистам и антиглобалистам) нечего предложить взамен помимо единичных реформ, опирающихся на социальные обиды и поиск козлов отпущения. "Если и есть альтернатива, то искать ее следует внутри рыночной экономики, а не вне ее", - пишет автор.
Конец западного превосходства - не обязательно катастрофа, если он подтолкнет западные общества к переоценке собственной роли. "До сих пор мы думали, что мы - лучшие, как в экономике, так и во всем остальном, и поучали другие народы. Сейчас мы вынуждены быть скромнее, так как ближневосточные и азиатские суверенные фонды пришли нам на помощь. Ничто также не гарантирует, что наши ценности имеют всеобщее значение, а парламентская система годится для всех народов: мы должны доказать это силой убеждения, в споре идей, а не с помощью силы", - отмечает Паскаль Брукнер.
"Тот факт, что ведущая мировая держава не может справиться с несколькими десятками тысяч джихадистов в Ираке и Афганистане, доказывает, что она утратила и военное превосходство. Америка слаба, но американцы пока об этом не знают, тогда как Европа уже давно поняла, что она не хозяин мира", полагает автор.
В нынешнем неспокойном мире демократический лагерь должен быть средоточием разумности и превосходства, но, если он будет вести себя подобно крестоносцу, возрождать пытки, быть страшным ханжой и превращать варварство в инструмент защиты цивилизации, он вызовет лишь отторжение и отвращение. Однако, "несмотря на чудовищные итоги правления Буша, не будем спешить хоронить Дядюшку Сэма и придумывать для него катастрофические сценарии", - предостерегает он. Всем известна способность США к возрождению и мобилизации, особенно если на президентских выборах победит кандидат обновления, ведь демократы обладают неожиданными и невидимыми ресурсами благодаря своей способности к постоянной самокритике.
Запад уже не является единственным действующим лицом в истории, но это не означает, что он должен самоликвидироваться, наоборот, говорится в статье. "Ни автократическая Россия, ни различные африканские или восточные деспотии, и уж тем более неототалитарный Китай не предлагают альтернативного решения, пусть последний и считается нашим преемником. Китайская модель, быть может, и станет реваншем Срединной империи, но не триумфом свободы и равенства. Ненависть к Западу продолжает оставаться ненавистью к плюрализму, самокритике, сомнению в заблуждениях, замаскированных под традиции".
Демократические страны обладают хрупким сокровищем - правами человека и уважением к принципам, они отвечают за сохранение демократии как таковой. Поэтому им следует объединиться, считает автор, остерегаясь как пораженческих настроений, так и самодовольства. "Либо мы примем этот вызов, либо погибнем", - заключает он.