В воскресенье 15 августа австрийцы пришли на досрочные парламентские выборы. Возглавили список три партии: консерваторы из Австрийской народной партии (ÖVP) и социал-демократы (SPÖ), которые до сих пор управляют страной в рамках коалиции под руководством канцлера социал-демократа Кристиана Керна, а также Австрийская партия свободы (FPÖ) - правонационалистическая партия, которая, судя по опросам общественного мнения, может получить примерно 27% голосов - меньше, чем ÖVP (33%), но больше, чем SPÖ (23%). Политолог Питер Филцмайер, преподающий в Университете Граца, поясняет цели и задачи этих выборов. Интервью взял журналист Le Monde Жан-Мари Магро.
"Чем объяснить ожидаемые высокие результаты крайне правых в стране, где безработицы почти не существует?" - спросил журналист.
"Скажу коротко, есть три главные причины: разочарование людей в традиционных правительственных партиях консерваторов и социал-демократов, ностальгия по славному прошлому и ощущение, что они оказались проигравшими при глобализации. Избиратели чувствуют себя экономически и социально ослабленными по сравнению с прошлым. И они возлагают за это ответственность на уже устоявшиеся политические партии", - ответил Филцмайер.
"Участие крайне правых из FPÖ в правительстве, разумеется, возможно. Консерваторов и социал-демократов разделяют серьезные различия во взглядах. Следовательно, Австрийская партия свободы остается единственной альтернативой для коалиции", - считает эксперт.
"Можно ли сравнить FPÖ с "Национальным фронтом"?" - спросил журналист.
"Конечно, существует сходство между этими двумя партиями. В частности, националистическое мировоззрение. Однако другие аспекты четко разделяют FPÖ и "Национальный фронт": фронтисты никогда не входили в состав французского правительства, в то время как представители Австрийской партии свободы дважды входили в правительство, с 1983 по 1986 год вместе с социал-демократами и с 2000 по 2005 год вместе с консерваторами", - ответил собеседник издания.
"Кандидат от консерваторов Себастьян Курц моложе Эммануэля Макрона. В 31 год он является фаворитом на место канцлера. Проводите ли вы параллель между ним и президентом Франции?" - поинтересовался интервьюер.
"Нет. Эммануэль Макрон входил в состав правительства социалистов и вышел из него, чтобы основать новое движение. Себастьян Курц, наоборот, является христианско-консервативным политиком, он стал министром иностранных дел в 27 лет, он сделался главой консервативной партии, прочно обосновавшейся в политической жизни, он хочет продолжать использовать уже давно устоявшиеся структуры. Одним из преимуществ Курца является использование старых структур партии и ее освобожденных работников. С этой точки зрения, он является противоположностью Эммануэля Макрона", - ответил политолог.
"Австрийцы истомились в ожидании чего-то нового. Себастьян Курц сумел выдать свою партию за некое новое движение, главой которого он стал, в то время как консервативная партия была основана в 1945 году", - отмечает Филцмайер.
"Каков характер власти австрийского канцлера?"
"С формальной точки зрения, у него нет власти. В соответствии с Конституцией, австрийский канцлер является "первым среди равных" внутри правительства. Он не вправе отдавать приказы министрам, даже из своей собственной партии, в отличие, например, от немецкого канцлера. В реальной политике важно, чтобы партия канцлера набрала явно больше голосов, чем ее партнер по коалиции. Только таким способом канцлер становится лидером своей партии и правительства", - ответил политолог.
"Какого поведения вы ожидаете от нового правительства в отношении Европы?" - спросил интервьюер.
"Австрия - маленькая страна, и она не сможет решительно изменить политику ЕС. Консерваторы, подтверждая свой статус классической проевропейской партии, к примеру, не заинтересованы в сильных альянсах с Венгрией и Польшей. Скорее наоборот. Себастьян Курц видит в Евросоюзе часть решения, а не проблему. Он потребует от всех своих партнеров приверженности ЕС. ÖVP все же является сестрой ХДС и ХСС в Германии. Она будет еще больше ориентироваться на Германию и Ангелу Меркель, хотя Себастьян Курц часто ее критикует. FPÖ, в случае своего вхождения в правительство, конечно, спровоцирует какие-то дипломатические пертурбации. Однако, чтобы не быть демонизированной, эта партия скорее захочет показаться более умеренной", - ответил политолог.