После заявления, что они "ни перед чем не остановятся", бойцы Басаева пришли в Ингушетию
Если бы в Российской Федерации было возможным защитить какой-нибудь дом от теракта, это должно было случиться в Магасе. Магас - это столица соседней с Чеченской республикой Ингушетии. Искусственное новообразование в уединенном месте вдалеке от прежней столицы Назрань. Сначала президент Ингушетии повелел возвести там для себя дворец из мрамора, за ним последовали парламент и министерства. ФСБ тоже построила там новое здание, далеко в стороне от соседних домов, оградив его высоким металлическим забором.
Но в понедельник, несмотря на контроль и изолированное положение, грузовик со взрывчаткой в кузове добрался до здания. Взрыв произошел незадолго до полудня и превратил четырехэтажное здание в груду развалин. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, погибло четыре человека, ингушское министерство внутренних дел заявило о 25 тяжелораненых. Однако в ФСБ утверждают, что никто из их сотрудников не погиб - и уж точно, не Михаил Сафонов, замначальника УФСБ Чечни.
Уже не впервые здание ФСБ оказывается для террористов мишенью. 12 мая команда смертников взорвала грузовик с взрывчаткой у здания ФСБ в деревне Знаменское на севере Чечни. 40 человек погибло. Ответственность за теракт взял на себя радикальный командир мятежников Шамиль Басаев.
Понедельничный теракт - это первый теракт подобного рода в Ингушетии. Мятежники длительное время остерегались распространять свою партизанскую войну на Ингушетию. Потому как ингуши, чья маленькая республика на востоке граничит с Чечней, приняли у себя сто тысяч родственных им чеченцев, бежавших от войны. При президенте Руслане Аушеве, который открыто выступал против войны, Ингушетия считалась единственным надежным прибежищем как для беженцев, так и для выдававших себя за них мятежников. В конце 2001 года Кремль принудил Аушева уйти в отставку и в конце апреля 2002 года поставил президентом генерала ФСБ Мурата Зязикова. С его приходом у эскадронов смерти российских спецслужб ФСБ и ГРУ оказались развязаны руки для того, чтобы похищать настоящих или мнимых мятежников, в том числе в Ингушетии, и убивать их. Офицеры ФСБ из Москвы заняли многие ключевые позиции. Президент Зязиков договорился с главой Чечни Ахмадом Кадыровым о скорейшей ликвидации лагерей беженцев и об отправке людей, их населяющих, в Чечню.
Официально Зязиков заверяет, что никто не принуждает людей переселяться. Однако теперь спецслужбы систематически похищают чеченцев из частных квартир и лагерей беженцев - только в июне около десяти человек.
Вслед спецслужбам распространить театр военных действий на Ингушетию, похоже, решились и мятежники. "ФСБ Ингушетии, где фактически всем командуют представители Москвы, беспрепятственно действует на ингушской земле и похищает как чеченских беженцев, так и жителей Ингушетии", - так прокомментировал интернет-сайт командира мятежников Басаева взрыв в здании ФСБ.
С тех пор как в конце 2002 года команда чеченских смертников приступила к осуществлению серии терактов, в Чечне и других регионах Российской Федерации погибло около 200 человек. Не менее 80 человек было убито, когда грузовик, наполненный взрывчаткой, взорвал 27 декабря 2002 года здание промосковского правительства в Грозном. За этим последовали аналогичные теракты. 5 июня - автобус с военнослужащими в Моздоке. 18 погибших. 5 июля - рок-концерт на Тушинском аэродроме в Москве. 13 погибших. И 1 августа - госпиталь в Моздоке. При этом погибло 50 человек. В прошлый понедельник командир мятежников Басаев взял на себя ответственность за теракты в Тушино и в Моздоке. Нападение на госпиталь - это успешная операция "в рамках акции "Мир - силой", сообщил Басаев через интернет.
Командир мятежников заявил, что серия терактов вне Чечни будет продолжена. Террор будет распространяться, "пока Москва не прекратит свои террористические действия в Чечне, русские оккупационные силы не покинут нашу землю, пока российское руководство не поймет, что мирному окончанию этой войны нет никакой альтернативы". Басаев сказал, что он "ни перед чем не остановится".
Если о терактах, совершенных мятежниками, СМИ сообщают на первых полосах, то масштабный террор эскадронов смерти, принадлежащих спецслужбам и главе Чечни Кадырову, остается абсолютно незамеченным. Только в августе в Чечне и Ингушетии было похищено 50 человек, сообщается в последнем докладе правозащитной организации "Мемориал". Пятеро из них найдено убитыми, 12 похищенных освобождены. 33 человека бесследно исчезли.
20-летняя Малика из деревни в районе Ведено была в начале июля похищена и изнасилована русскими солдатами. Как сообщила в понедельник "Новая газета", теперь Малика входит в группу из 15 девушек, которых готовят в одной чеченской деревне на роль террористок-смертниц. Почти все теракты прошлых месяцев осуществлялись женщинами. И если российские спецслужбы и следующие в их русле российские средства массовой информации представляют террористок как безвольных, накачанных наркотиками марионеток в руках мятежников, то "Новая газета" рисует иную картину. Все женщины, совершившие теракты, потеряли в войне ближайших родственников или были изнасилованы. Как пишет газета, Малика и другие потенциальные террористки-смертницы постоянно думают о том, как бы унести с собой в могилу как можно больше чужих жизней.