В день годовщины событий 11 сентября Джордж Буш решил посетить российское посольство в Вашингтоне. Вспомнив с одинаковым чувством о жертвах терроризма в Америке и России, он выразил российскому народу сочувствие в испытаниях и солидарность в новом крестовом походе. Этого шага можно было ожидать. Но произошло и другое, более неожиданное событие: празднуя победу на теннисном турнире US Open, молодая россиянка Светлана Кузнецова не забыла о жертвах терактов 11 сентября 2001 года. Она даже попросила почтить их память минутой молчания. Разумеется, она напомнила и о детях, захваченных в заложники и зверски убитых в бесланской школе чеченцами.
Бывшие антагонисты холодной войны чувствуют, что над ними висит одна и та же угроза, и общественное мнение обеих стран испытывает потребность в объединении усилий.
Разумеется, никаких иностранцев среди чеченских захватчиков заложников не нашли. Разумеется, региональные "панкавказские" амбиции этих захватчиков не обязательно делают их союзниками исламистского терроризма на Ближнем Востоке или в Азии. Но варварство было совершено от имени ислама, а потому альянс Буша и Путина во всем мире тревожит мусульман: каждый боится такого поворота событий, при котором необходимая борьба с фанатизмом превратилась бы в "столкновение цивилизаций".
После событий 11 сентября мы уже писали о том, что при всей антиамериканской и антизападной направленности этих терактов главными мишенями исламистов были сами мусульмане. Чтобы убедиться в этом, писали мы, достаточно составить перечень межарабских и межмусульманских конфликтов. Сегодня эту точку зрения охотно разделяют "новые мыслители" ислама, которые упрекают западных аналитиков в недооценке разногласий и даже столкновений между разными "исламами".
Мусульманский мир переполнен антагонизмами. Игнорируя их, Запад лишь способствует радикализации крайних полюсов. Впрочем, некоторые западные руководители находят в такой радикализации свой интерес. Без сомнения, к ним относятся и Буш, ведущий предвыборную кампанию, и Путин, проходящий "испытание Чечней", и Шарон, подвергающийся теперь атакам справа.
Можно также добавить, что односторонняя и превентивная интервенция против Ирака поставила общественное мнение арабо-мусульманских стран в оппозицию к США, в результате чего практически сбылась мечта исламистов, для инициатив которых внезапно создалось необходимое пространство. Лично я не имел бы ничего против интервенции в Ираке - даже без санкции ООН, - если бы США смогли заручиться поддержкой некоторых арабских и мусульманских государств, заняв взвешенную позицию в израильско-палестинском конфликте.
Известно, что вначале Усаму бен Ладена почти не волновал конфликт на Ближнем Востоке. Израиль не упоминался в первых коммюнике "Аль-Каиды". Терроризм, пришедший из Афганистана, не ставил своей целью освободить Палестину. Но если радикальные исламисты были к этой проблеме в общем-то равнодушны, иной была позиция умеренных мусульман, в том числе именно тех, чья поддержка позволила бы оказать противодействие бен Ладену и придать легитимный характер свержению Саддама Хусейна.
Победу Джорджа Буша считают возможной и даже весьма вероятной. Если это произойдет, мы станем свидетелями антитеррористического крестового похода во имя самых поверхностных идей, которые когда-либо овладевали демократическими странами. Поэтому сейчас как никогда важно задуматься над тем, что на самом деле создает питательную среду для терроризма.
В свете недавних событий становится видно, что это не только несправедливость, произвол и унижение, которые служат для него предлогами, - это еще и сам террор. Из уст палестинцев, причем весьма авторитетных, мы слышали осуждение терактов против мирных граждан. Подобное же осуждение можно было услышать и от представителей чеченского сопротивления.
Иначе говоря, мусульманский мир понял, что борьба с так называемым исламистским террором должна вестись прежде всего самими мусульманами во имя ислама. Именно они наиболее правомочны вести такую борьбу. Именно они могут лишить "алиби" Джорджа Буша, Владимира Путина, Ариэля Шарона и иже с ними. Именно им нужно помочь, дабы избежать "столкновения цивилизаций".