Анатолий Лисицин недавно сделал нечто примечательное. Он высказался против Кремля.
Лисицин, губернатор промышленной Ярославской области, пожаловался на то, что центральное правительство забирает доходы от налогов себе, а регионы оказываются в стесненных обстоятельствах и не могут расплатиться за обещания Москвы. Потом в прошлом месяце произошло нечто, что многие в России сочли реакцией Кремля: власти обвинили его в злоупотреблении должностными полномочиями в расходовании бюджетных средств.
Одним из основных приоритетов Путина с самого начала его президентского срока было держать глав регионов в узде. Задолго до того, как он решил на этой неделе упразднить свободные выборы губернаторов, чтобы назначать их лично, Путин успешно контролировал лиц, которые управляют регионами. Те, кто стоял у него на пути, оказывались вычеркнутыми из списков кандидатов в связи с предполагаемыми техническими нарушениями или оказывались в центре уголовного преследования, которое многим казалось политически мотивированным.
По оценкам аналитиков, 90% российских губернаторов в действительности были избраны Кремлем, но зато, говорят они, остальные 10% начали досаждать Путину и его окружению. Ряд скандальных губернаторских выборов, среди которых победы директора молокозавода и популярного юмориста над действующими губернаторами и фаворитами Кремля в этом году, вогнал Кремль в краску. А потом еще летом несколько губернаторов, подобно Лисицину, осмелились в открытую критиковать финансовую политику Кремля.
"Эти критические речи стали весьма частыми и публичными, и некоторым приближенным к президенту людям это не понравилось", - говорит Алексей Бушуев, глава консалтинговой фирмы в Ярославле. Поэтому Путин предпочел полностью отменить выборы губернаторов.
Критически настроенные наблюдатели считают, что программа Путина - это сокрушительный удар по хрупкой российской демократии. Но большинство аналитиков и независимых политиков думают, что Путин уже путем методичных действий обернул вспять многие реформы постсоветского периода, так что выборы и так почти полностью утратили свою значимость.
Честное состязание между кандидатами и партиями исчезло практически везде, где исход выборов входит в сферу насущных интересов Кремля. Телевизионные каналы показывают только то, что позволяют показывать власти. В парламенте вычистили все следы эффективной оппозиции, а магнатам от бизнеса был дан приказ держаться подальше от политики, если они не хотят лишиться всех своих богатств и личной свободы.
Подавляющее большинство из 89 региональных лидеров уже подчинены Кремлю, а теперь они будут служить ему официально.
Станислав Белковский, политический консультант, имеющий связи с силовиками, считает, что истинная цель программы Путина - установить контроль над источниками финансирования. Каждый, кто теперь захочет быть губернатором, должен будет заплатить за это мзду в 50 млн долларов или больше в "особый теневой фонд Кремля", предсказывает он.
Путин так успешно приручил губернаторов, что практически никто из них не выступил с возражением против его захвата власти.
Многие губернаторы могут одобрить план, потому что их срок правления подходит к концу, а в новой системе они могут остаться в должности. Если их на нее назначат.
"Они все скажут: "Да, пожалуйста", и все скажут: "Мы уже давно этого хотели", - говорит Максим Дианов, директор Института региональных проблем. - Как только эти люди становятся губернаторами, они немедленно проникаются преданностью президенту. Никаких исключений нет".