Тот факт, что убийства 17 журналистов остаются нераскрытыми, сковывает работу российской прессы
Координатор "Комитета защиты журналистов" Нина Огнянова на страницах The Guardian делает краткий обзор опубликованного на этой неделе доклада "Анатомия несправедливости" ("Anatomy of Injustice").
Убитых за последние десять лет в России журналистов объединяло одно: своими критическими репортажами они вызвали недовольство во влиятельных кругах - политических, деловых, правоохранительных или преступных. Лишь в одном из 17 случаев преступники понесли наказание. Безуспешность официальных расследований, по мнению Огняновой, объясняется "недостатком прозрачности и подотчетности, подверженностью давлению извне, злоупотреблениями служебным положением или недостатком политической воли".
Следователи уделяют мало внимания журналистской деятельности жертв как возможному мотиву для убийства, говорится в докладе. Периодически теряются или скрываются важные улики; по крайней мере однажды был осужден невиновный человек; власти на всех уровнях отказываются говорить с родственниками убитых.
Безрезультатность расследований "подрывает доверие общества к российскому правосудию" и ведет к распространению самоцензуры в СМИ, а недостаток информации о таких важных вопросах, как коррупция и нарушения прав человека, в свою очередь, делает российское общество более закрытым.
Моральную ответственность за все происходящее Огнянова возлагает на Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Впрочем, недавние события, а именно направление на доследование дел об убийстве Пола Хлебникова и Анны Политковской, "дают некоторые основания для надежды", признает автор.