Так называемый "крест Качиньского" и дебаты сторонников и противников его установки привели к расцвету антиклерикального движения, какого Польша не знала с коммунистических времен. По мнению El Mundo, такая тенденция угрожает мирному существованию польской Католической церкви, позиции которой до сих были неприкосновенны.
Деревянный трехметровый крест, в апреле поставленный польскими бойскаутами перед президентским дворцом в память о 96 погибших в авиакатастрофе под Смоленском, спустя несколько месяцев неожиданно стал причиной раскола польского общества. Новый президент Польши, либерал Бронислав Коморовский, решивший перенести крест в расположенный неподалеку храм, столкнулся с сопротивлением радикальных католиков, воспрепятствовавших переносу. За протестами защитников креста последовали выступления сторонников его переноса и их столкновения. "Такое явление характерно, прежде всего, для молодежи, которая считает, что Польша должна быть современным, европейским и по-настоящему светским государством, а для этого следует избегать таких ситуаций, как установка креста в президентской резиденции", - отмечает социолог Малгожата Влос.
Хотя официально Польша - светское государство, Католическая церковь имеет здесь особый статус, делающий возможным ее активное присутствие в обществе, подчеркивает издание. По мнению социолога, "такое влияние - наследие недавней истории, так как при коммунизме Церковь играла огромную роль в качестве единственного по-настоящему независимого института, противостоящего диктатуре". После краха коммунизма Церковь сумела использовать свою роль, чтобы занять важное место в обществе.
Тем временем противники переноса заверяют, что уступят, только если правительство построит перед президентским дворцом мемориал памяти жертв авиакатастрофы, сообщает издание со ссылкой на слова председателя Комитета защиты Креста Дариуша Верницки, называющего покойного Леха Качиньского "великим вождем", а Коморовского - "предателем Польши".
Хотя Католическая церковь официально поддерживает перенос креста, эта полемика затронула и церковную иерархию. "Все больше голосов призывает Церковь дистанцироваться от политики и экстремистских позиций", - отмечает газета. 90% поляков считают себя католиками, 82% - "верующими" и даже "глубоко верующими", однако на воскресных мессах людей все меньше, а количество рукоположений существенно сократилось: "такое происходило несколько десятилетий назад в Западной Европе и происходит сейчас в Польше, стремящейся стать более европейской", - подчеркивает издание.