В статистических данных можно найти обоснование диаметрально противоположных взглядов на такое "весьма трудное для понимания и зачастую противоречивое место", как Россия, пишет в блоге на сайте Forbes Марк Адоманис. Он полемизирует с методологией журналистов из The Economist и представляет свое видение сегодняшней России.
Автор рассматривает результаты недавнего опроса "Левада-Центра" об удовлетворенности россиян жизнью, из которого явствует, что по сравнению с 2000 годом ситуация, с точки зрения опрошенных, изменилась к лучшему. "И знаете что, они не просто подставляют уши под кремлевскую лапшу, они правы! - восклицает Адоманис. - Любое объективное измерение покажет, что российская экономика в 2011 году действительно гораздо здоровее и благополучнее, чем в 2000 году... Это не означает, что власти во всех случаях - или даже в большинстве случаев - повели себя надлежащим образом, речь идет о признании довольно очевидных реалий, которые заключаются в существенном и устойчивом росте ВВП на душу населения".
"При желании на приведенных данных можно было бы построить довольно прочную защиту "путинизма", - отмечает автор, - однако я не ставлю перед собой задачу защищать власть имущих или отстаивать точку зрения, что в России все тип-топ. Каждому, кто попробует непредвзято взглянуть на эту страну, становится ясно, что перед ней стоит огромное количество проблем (коррупция, бюрократия, правовой нигилизм и т.д.) и ее умение эти проблемы решать, даже по самым оптимистичным оценкам, весьма и весьма сомнительно".
Тем не менее, все "социально-экономические индикаторы" показывают: "россияне сегодня испытывают недовольство отнюдь не больше, чем в недавнем прошлом, угрозы бунта не существует, не произошло и резкого скачка антикремлевских настроений". "Они, конечно, хотят позитивных изменений, - поясняет автор, - и, хотя эта латентная жажда улучшений может оказаться для властей источником проблем в случае настоящей долгосрочной экономической стагнации, россияне в своей массе, кажется, считают, что все не так уж плохо... Нарастание недовольства Путиным и "тандемом" - это феномен, распространенный почти исключительно среди элиты, а в качестве народного и демократического движения его представляют главным образом для придания большей убедительности".