"Транслировавшееся на весь мир обращение президента Обамы к военнослужащим в Форт-Миде 11 сентября охватило широкий диапазон тем - от вопросов внешней политики до размышлений о том, как трудно быть одновременно президентом и семейным человеком. Но особо выделяется то, что он сказал о Сирии и роли России в сегодняшней напряженной ситуации", - пишет исполнительный вице-президент Регентского университета (США) и бывший помощник руководителя USAID по Латинской Америке и Карибскому региону Пол Бониселли в Foreign Policy.
Обама сказал военнослужащим, что у США и России совпадают интересы в Сирии в отношении борьбы с "Исламским государством" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.). "Но он не упомянул более важную проблему, - полагает автор, - а именно, режим Башара Асада, ведь победа над "Исламским государством" - только лечение симптома этой намного более серьезной болезни".
"Ключевой интерес Америки, четко сформулированный Обамой несколько лет назад, - это положить конец режиму Асада. Существование этого режима - причина серьезных пертурбаций на Ближнем Востоке на данный момент, и президент справедливо пообещал положить ему конец. Однако в какой-то момент он отказался от этой миссии, и ситуация продолжила ухудшаться", - пишет Бониселли.
"И, возможно, худшим результатом этого в геостратегическом отношении для США является то, что Россия теперь размещает войска в Сирии, защищая режим Асада. Почему? Потому что ключевой интерес России - оставить у власти ее главного союзника на Ближнем Востоке, чтобы иметь возможность влиять на ход событий. Этого президент Обама, кажется, не понимает", - возмущается автор.
Путин хочет вернуться к довоенному статус-кво, при котором сирийский режим поддерживал бы мир в союзе с Россией, утверждает Бониселли. Но для Путина это не означает, что к власти должен прийти режим, избранный сирийским народом, возможно, режим, который бы отказался от статуса проводника российской политики на Ближнем Востоке.
Бониселли напоминает о военной помощи, которую Путин оказывает Асаду и нарастил в последнее время. "И в ответ Обама говорит, что мы собираемся сотрудничать с российским правительством, чтобы довести до его сведения, что нельзя продолжать усиленно проводить стратегию, обреченную на провал. Зачем Путину обращать внимание на это предупреждение, если он не обращал внимания на все прочие?" - задает риторический вопрос автор.
"Когда оптимистичные разговоры перестают быть только политическим пиаром и становятся настоящим заблуждением, мы можем быть уверены: идеология берет верх над здравым смыслом. Неразумно считать, что у США и России одинаковые интересы на Ближнем Востоке, - не более, чем на Украине или в бывших советских республиках", - считает автор.
Что будет делать Обама, в то время как Путин продолжает продвигаться вперед, подпирая режим Асада и желая поражения всем оппонентам Асада, в том числе умеренным повстанцам, обученным и экипированным США? Это, безусловно, служит его интересам, но служит ли это интересам США? "Было бы бредом так думать", - заключает Бониселли.