Когда-то в мире существовал баланс сил. Если одна страна становилась сильнее, другие объединялись против нее, чтобы воспрепятствовать перегрузке одной чаши весов. Скоро мы будем праздновать десятилетие со дня окончания этой эпохи. 19 августа 1991 года ветераны российского коммунизма организовали путч, пытаясь свергнуть Михаила Горбачева, что привело к падению советской империи.
Когда она исчезла, Соединенные Штаты оказались единственной оставшейся сверхдержавой. При Билле Клинтоне, представлявшем собой странное сочетание принципиального государственника и неряшливого торгаша-шарлатана, эта сверхдержава делала вид, что пытается решить проблемы всего мира. Клинтону это не удалось, что не умаляет его заслуги в постановке самой задачи.
Сегодня у нас совсем другой президент. Он собирается пользоваться своим невероятным влиянием для того, чтобы продолжать преследовать американские интересы и не только. За четыре месяца своего президентства Джордж Буш-младший успел выиграть дипломатическое сражение с Китаем и повернуться спиной к России. Поскольку Европа не обладает единым голосом, он может разбираться с каждой страной континента по отдельности. Небольшая группа враждебных государств-аусайдеров - Ирак, Иран, Венесуэла, Северная Корея и все в большей степени Китай - слишком разобщены и разнородны, чтобы представлять сколько-нибудь серьезную угрозу.
Что касается России, она уходит в безвестность. Однако Буш ошибается, списывая ее со счетов как бессильное, потерпевшее поражение и инертное государство. Медленно, незаметно, Россия приводит себя в порядок. Всякий раз, когда я посещаю Москву или Санкт-Петербург, меня поражают перемены. Времена экономического унижения прошли. Простые люди - не только мошенники, бандиты и бизнесмены - начинают зарабатывать приличные деньги. Машины, здания, одежда - все говорит о том, что несмотря на продолжающиеся сложности, Россия движется вперед.
Конечно, не все из того, что происходит при президенте Путине, является привлекательным. Он пришел к власти за счет позорной войны с гражданским населением Чечни. Лишив власти так называемых олигархов, он умудрился прибрать к рукам их медиа-активы. На этой неделе новой руководство последнего российского независимого телеканала НТВ подвергло журналистов компании локауту. Тысячи телезрителей вышли на улицу, протестуя против захвата СМИ, совершенного в советском стиле.
Теперь контрольный пакет НТВ принадлежит государственному энергетическому концерну "Газпром". Управлять финансами и - что тревожно - руководить редакционной политикой канала назначен американский инвестиционный банкир Борис Йордан. Вряд ли все это может быть полезно для политического и социального здоровья России. При своем бывшем руководителе Евгении Киселеве НТВ было смелой и ответственной организацией. "Стали бы вы, - спросил я его однажды, - передавать информационное сообщение, если бы знали, что оно приведет к закрытию канала, понимая, что оно имеет большое значение для россиян?"
"Обещаю, что стал бы", - ответил Киселев. Он выполнял свое обещание, рассказывая о всевозможных грязных делишках в правительстве. Сейчас дело идет к тому, что у россиян будет такое телевидение, каким его хочет видеть их правительство.
Однако это еще не все, что происходит в России. На прошлой неделе праздновалась годовщина самого великого достижения Советского Союза: сорок лет назад в космос полетел первый человек, Юрий Гагарин. Переживающая нелегкие времена американская компания "Боинг" и Российское авиакосмическое агентство воспользовались этим юбилеем для того, чтобы заключить контракт о запуске коммерческих спутников, о создании будущего российского модуля Международной космической станции и двух новых авиалайнеров. Европейские производители тоже интересуются ценным российским космическим опытом.
Россия - сложная, порой неприглядная держава. Однако в течение последних двадцати лет Министерство иностранных дел не раз обнаруживало, что если внимательно за ней следить и в важные моменты вмешиваться в ситуацию, можно получать серьезные политические дивиденды. Москва уже не сможет стать сверхдержавой; для этого ей надо иметь интересы во всем мире, располагать непобедимой военной мощью и экономическими возможностями. Но у нее есть потенциал для того, чтобы стать членом коалиции государств, которые могли бы организовать противовес Соединенным Штатам, преследуя свои собственные интересы.
Конечно, Россия может объединиться с отбросами общества - с остальными антиамериканскими государствами-изгоями - которые очень часто получают поддержку Китая. Но Путин не так глуп. Он понимает, что Россия еще может сыграть роль на мировой арене, и ему не терпится начать.