В России продолжают появляться артисты, творящие маленькие чудеса. Бывший матрос советского военно-морского флота, затем офицер торгового флота, инженер по образованию, Александр Пономарев играет с водой. По-крупному: в двух его проектах были задействованы корабли военно-морского флота. Ему понадобилось четыре крейсера, чтобы исчез один из островов в Баренцевом море (Майя, или исчезнувший остров, 2000 год). И несколько бутылок водки, чтобы убедить адмирала передать в его распоряжение подводную лодку. Корпус подлодки был покрашен в ярко-красный и ярко-желтый цвета, "чтобы познакомить рыб с современным искусством", поясняет Пономарев. "Какая еще страна в мире может передать артисту действующую подводную лодку? Я думаю, что это было бы невозможно, если бы моряков и артистов не объединяли две общие черты: они работают в пространстве и воплощают в жизнь мечты детства". Вице-адмирал Николай Осокин говорит: "Я видел, как один матрос плакал, когда лодку опять перекрашивали в серый цвет. Хотя, как вам известно, моряки достаточно консервативны в своих художественных пристрастиях".
Акция, проведенная в 1996 году, называлась "Северный след Леонардо" и была посвящена памяти да Винчи, придумавшего первую подводную лодку. Настоящий круговорот явлений. Леонардо придумывал военную технику, а русские используют ее для создания произведений искусства в Северном Ледовитом океане. Американские спутники-шпионы, вероятно, перегрелись, когда в один прекрасный день обнаружили "Желтую подводную лодку" ("Yellow Submarine"). Аналитики из ЦРУ подумали тогда: что же еще придумали эти чертовы русские.
Инсталляции, выставленные в эти дни в Cite des sciences de La Villette, вне досягаемости американских камер наблюдения, как и посетители этой экспозиции, расположенной внутри помещения, в которое трудно пробраться. Но это того стоит. Пономарев - настоящий волшебник: ему удалось на целых пять минут лишить дара речи несколько сотен представителей парижского мира искусств. Скептически настроенные критики и консерваторы стояли раскрыв рты перед "Памятью воды", гигантскими колоннами, по которым поднимались и опускались медузы из плексигласа в форме острова Сите. Медленное и завораживающее движение в свете зеленых прожекторов. Над этим произведением искусства трудились 40 человек, включая высококлассных инженеров. Плюс один банк и группа NikoilBG, финансировавшая проект.
На выставке представлены также рисунки и видеоматериалы, рассказывающие о процессе создания этой инсталляции. Кроме того, Пономарев представил и еще одно монументальное произведение, созданное под впечатлением путешествия по Тибету. Пономарев заснял ветер, дующий с гор, развевающий занавеси в храме Lhassa. Затем на экране появляется медитирующий Пономарев. Внезапно он выдыхает. Медленно. Раздувает щеки и выдыхает. Перед экраном установлен 17-метровый бассейн с тремя тоннами неподвижной воды. Киновыдох Пономарева приводит воду в движение. Сначала появляется зыбь, постепенно переходящая в настоящую волну, разбивающуюся о волнорез. Это произведение называется "Далай". По мнению Пономарева, это слово на древнем тибетском языке означает "океан". Моряк напоминает молодому поколению, что именно оно является источником великих и революционных идей, отличающихся простотой и изяществом.