Во Флоренции туристы, которые следуют путем Микеланджело к часовням Медичи, возможно, не знают, что часть работы великого художника находится у них под ногами.
Эскизы, нарисованные художником на стенах подвала, где он прятался во время осады Флоренции в XVI веке, открыты после реставрации, продолжавшейся 30 лет.
Папа Лев X и Папа Клемент VII, происходившие из правящего Флоренцией рода Медичи, наняли уроженца Флоренции Микеланджело, чтобы тот украсил скульптурами могилы членов семьи Медичи в Сан-Лоренцо. В 1527-м он поддержал свержение Медичи и провозглашение республики, "военный комитет" которой назначил его ответственным за городские укрепления.
Но всего через три года Флорентийскую республику осадили войска римского императора Карла V. Город пережил голод и обстрелы из орудий. Микеланджело, которому в это время было за 50, явно жалел о том, что ввязался в политику, и летом 1530 на полтора месяца удалился в подвал под Сан-Лоренцо, где коротал время, рисуя углем на стенах.
Директор Музея Медичи во Флоренции Лючия Бертани сказала, что, хотя помещение, где скрывался маэстро, было маленьким, сырым и темным, он не мог не "черкать".
Как отметил специалист по истории искусств Винченцо Сансонетти, эскизы Микеланджело показывают, что он был "величайшим мастером граффити всех времен".
Находясь под землей в удушающую августовскую жару, он сделал 56 рисунков и эскизов, в том числе чертежи надгробий к Часовне Медичи, эскизы к проекту Сикстинской капеллы в Риме и, что самое потрясающее, нарисовал автопортрет, который эксперты называют "игривой полукарикатурой".
Примечательно, что после взятия Флоренции имперской армией и реставрации Медичи Микеланджело простили, так что он возобновил работу и вернулся в Рим только в 1534 году.
Подвал не будет постоянно открыт для посетителей из-за уязвимости восстановленных рисунков Микеланджело. Однако он будет доступен для экскурсионных групп и ученых, сделавших предварительный запрос.