Сегодня Тони Блэр попытается восстановить британское влияние в Вашингтоне, предупредив президента Буша, что "Дорожная карта" остается единственной возможностью добиться устойчивого политического урегулирования.
Спустя менее 48 часов после того, как Буш отверг его призывы к "беспристрастному" подходу на Ближнем Востоке, премьер-министр в частном порядке даст понять, что Британия не может согласиться на односторонний план Ариэля Шарона, который осталось только одобрить президенту.
Сторонники Блэра признают, что заявление президента является личной неудачей премьер-министра, и вчера министр иностранных дел Джек Стро подчеркнул это: "Президент Буш должен выносить собственные суждения. Мы выносим свои".
Премьер-министр, который вчера начал свой двухдневный визит в США встречей в Нью-Йорке с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, сегодня будет делать вид, что все в порядке, поскольку он говорит, что ключевые элементы плана Шарона, включающие в себя обещание уйти из сектора Газа, совместимы с "Дорожной картой".
Но информированные источники в окружении Блэра вчера дали понять, что заявление Буша вызвало у него "дискомфорт". Сложность положения Британии высветило заявление, выпущенное в среду Даунинг-стрит, в котором выражается осторожное одобрение таких аспектов плана Шарона, как уход из Газы.
Но в заявлении ничего не говорится об отказе от главных элементов "Дорожной карты": отношения к палестинцам как к партнерам и ликвидации большинства израильских поселений на территориях, оккупированных с 1967 года.
Три благотворительных организации, Christian Aid, Oxfam и Cafod, вчера вечером обратились к премьер-министру с просьбой подтвердить, что он остается приверженцем "справедливого решения". Правительственные источники утверждают, что у благотворительных организаций создалось неверное впечатление.
Вчера выяснилось, что Британия консультировалась с Белым домом, прежде чем выпустить заявление в среду. Влияние Даунинг-стрит можно считать пренебрежимо малым, поскольку попытки обуздать Буша были проигнорированы.
"Палестинцы просили Британию перед визитом Шарона употребить свое влияние на администрацию Буша, чтобы фундаментальные позиции не менялись. Они обращались напрямую к Тони Блэру и Джеку Стро, - заявил Эд Эйбингтон, бывший генеральный консул США в Иерусалиме и консультант палестинской администрации. - Я подозреваю, что у британцев нет никакого влияния".
Другие палестинские источники утверждают, что министр иностранных дел Набил Шаат выразил Стро и другим представителям британского МИДа опасения по поводу результата переговоров.
По словам Хасана Абделя Рахмана, представителя Палестины в Вашингтоне, в понедельник Шаат снова звонил Стро.
"Он объяснил, что мы получили от США официальную информацию о намерении дать Израилю какие-то гарантии и выразили свое недовольство, - заявил Рахман. - Ему сказали, что Британия с этим не согласна".
Британия не является единственной страной, отстраненной от принятия решений в контексте смещения американской политики в сторону Ближнего Востока. После нескольких недель дипломатических усилий становится все более очевидным, что движущей силой стремления одобрить план Шарона являются советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и ее помощники.
Их влияние усиливается за счет госсекретаря Колина Пауэлла, который, как и кадровые дипломаты, выступает против разрыва с традициями.
"Я знаю, что в Госдепартаменте есть оппозиция", - заявил Рахман.
Окончательное соглашение между Шароном и Бушем будет достигнуто не раньше вторника, когда пройдут переговоры с израильским лидером и Райс.
Заявление напугало сторонников Блэра, которые считают, что "Дорожная карта" подорвет позиции Усамы бен Ладена, вчера попытавшегося использовать разногласия и предложившего европейским странам переговоры в случае, если они выведут войска из Ирака и Афганистана. Предложение вчера с ходу отвергли и в Европе, и в США.
Неспособность Блэра повлиять на президента в вопросе о Ближнем Востоке, по-видимому, будет заметна на саммите. Источник в окружении Блэра заявил: "Тони Блэру придется несладко. Ариэль Шарон хочет создать полупалестинское государство, а США не желают играть роль сдерживающей силы".