Нефтяной концерн ЮКОС отмечает 11-ю годовщину со дня своего основания, тогда как его основные акционеры сидят в тюрьме в ожидании суда
Это понравилось бы Владимиру Путину. Лозунг "Долг. Честь. Отечество" (провозглашаемое президентом России триединство), написанный большими буквами, висит над парадной дверью рядом с трехцветным российским флагом и отполированными до блеска рыцарскими доспехами, охраняющими подмосковный лицей "Кораллово".
А еще: он. Он и Кофи Аннан, он и Билл Гейтс, он и его дети на пикнике, в последний вечер, когда он был на свободе. Он, чью связь с такими понятиями, как долг, честь и Отечество, в Кремле, похоже, не хотят видеть, называя его "безродным космополитом", который разбогател самым бесстыдным образом, не захотел поделиться и к тому же финансировал оппозиционные партии.
Одиннадцать фотографий Михаила Ходорковского, которые украшают вестибюль лицея, до начала этого года еще висели в главном офисе самого большого российского нефтяного концерна ЮКОС. Новый председатель правления Семен Кукес, сменивший Ходорковского на его посту, после того как 25 октября 2003 года на патрона надели наручники, приказал их снять. Это нехорошо, должно быть, подумал Кукес, если предприятие, чьи акции котируются на бирже, ассоциируется с тюремными решетками. Фотографии отправились в "Кораллово".
Пока Ходорковский, еще год назад самый богатый россиянин, нефтяной магнат, владевший 8 млрд долларов, ожидает летом начала судебного процесса, который может обернуться для него десятью годами тюрьмы, ЮКОС празднует свое одиннадцатилетие в принадлежащем концерну сиротском доме "Кораллово".
Директор Александр Ярулов, который воспитывает 120 ребятишек, потерявших родителей в войне на Кавказе или в результате террористических актов, показывает спортзал, бассейн, компьютерный класс. Все западного производства, все отличного качества. Сейчас социальные вопросы - дело актуальное, ведь президент призывает олигархов к скромности.
Нефтяному гиганту ЮКОСу, который стоит сегодня 39 млрд долларов, не до празднеств. Крупные заголовки вроде "Кремль усиливает давление на ЮКОС" ставят концерн под непрерывный огонь. Они лишают воли к сопротивлению.
В то же самое время в 60 км от "Кораллово" в Мещанский суд в самом сердце Москвы вводят Платона Лебедева в наручниках. Лебедев - один из крупных акционеров ЮКОСа. На улице какая-то девушка держит в руках три воздушных шарика и плакат: "Свободу Лебедеву".
Обвинение включает в себя следующие пункты: уклонение от уплаты налогов, мошенничество, растрата и подделка документов. В этом же обвиняют Ходорковского: "Лебедев и Ходорковский стояли во главе преступного сообщества". Для Генеральной прокуратуры оба предпринимателя являются главарями мафии. Соответственно, их десять партнеров, которые объявлены в международный розыск, - подручные мафиози.
Симптоматично, что в самом крупном в российской истории деле об экономическом преступлении речь не идет о ЮКОСе. Лебедева, как и Ходорковского, обвиняют в незаконной приватизации научно-исследовательского института и концерна по производству минеральных удобрений.
Вменяемые им преступления десятилетней давности приходятся на время, когда государство предлагало свои предприятия по бросовым ценам. В России трудно найти хотя бы одно предприятие, приватизированное по его настоящей стоимости. Юстиция действует избирательно, и это подтверждает подозрение о том, что с дороги надо было убрать противника Кремля.
И все же речь идет о нефти. В прошлом году это было 82 млн тонн, в этом году ожидается 90 млн тонн, то есть 20% общероссийского объема нефтедобычи. Сотрудники ЮКОСа задаются вопросом: что станет с предприятием, если крупные акционеры будут осуждены? Не предстоит ли ЮКОСу национализация?
На переговорах в московском офисе ЮКОСа звучат фразы вроде: "Национализация? Полгода назад я бы сказал: "Ерунда". Но сегодня?.."
Похоже, что Кремль добивается установления контроля над ЮКОСом. Борьба двух гигантов: Владимир Путин воплощает власть, Михаил Ходорковский - богатство. Тщеславие не чуждо обоим.
Это борьба за существование. Налоговые органы потребовали доплатить за 2000 год 98 млрд рублей налогов. Возможно, концерну будут предъявлены аналогичные требования за 2001 и 2003 годы. Еще недавно бесценную лицензию на нефтедобычу ставит теперь под вопрос министерство природных ресурсов.
Кроме того, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, объединились ли ЮКОС и его конкурент "Сибнефть". Владельцы ЮКОСа во главе с Ходорковским в 2003 году обменяли 3 млрд долларов и 26% акций ЮКОСа на 92% акций "Сибнефти". Однако после ареста Ходорковского владелец "Сибнефти" Роман Абрамович захотел расторгнуть сделку. Но, несмотря ни что, ЮКОС на прошлой неделе взял "Сибнефть" на свой баланс.
Однако контроля над оперативной деятельностью дочерней фирмы ЮКОС до сих пор не имеет. Представьте себе, глава концерна шеф Daimler-Chrysler Юрген Шремпп пишет открытое письмо основным акционерам Deutsche Bank и в Кувейт и просит их: "Решите, наконец, должны ли мы разойтись с Chrysler и "Мицубиси". Ведь я категорически не знаю, чего вы хотите".
Глава ЮКОСа Семен Кукес опубликовал в среду в Financial Times заявление на целую полосу. В нем он потребовал от основных акционеров (которые либо сидят в тюрьме, либо находятся в бегах), чтобы они ему объяснили, что они хотят от "Сибнефти": развода или сохранения брака.
"Для председателя правления ненормально писать такие письма. Ситуацию можно назвать какой угодно, но только не нормальной", - говорит специалист-аналитик по нефти и газу Каха Кикнавелидзе.
В последнее время самый знаменитый российский заключенный дважды брался за перо.
"Неприятная вещь, но правдивая: единственный признаваемый народом институт власти - это президент", - написал Ходорковский в свой фонд "Открытая Россия". А еще недавно сиротам из "Кораллово" он давал совет: "Держитесь вместе, будьте смелыми, и через несколько лет вы будете определять будущее нашей родины".