Мухаммед Атеф был в бешенстве.
Лидер "Аль-Каиды" узнал, что один из его людей неоднократно нарушал правила организации. И он поступил так, как и следовало поступить известному своей жестокостью командиру боевиков из глобальной террористической сети. Он направил виновному резкий выговор в письменном виде.
На двух страницах, где цветастые религиозные термины переплетаются с конкретными претензиями, египетский босс обвинил боевика в незаконном присвоении денег, машины, пособия по болезни, документов и кондиционера. Напомнив, что организация находится в "стесненных условиях", он потребовал подробных письменных объяснений.
"Я был крайне удручен тем, что ты сделал, - писал Атеф. - Я нашел 75 тыс. рупий, чтобы организовать поездку в Египет для тебя и твоей семьи. Однако я узнал, что ты не передал чек бухгалтеру, а также что потратил 40 тыс. рупий, а остальное оставил себе, заявив, что имеешь на это право... То же касается и кондиционера... мебель, которой пользуются братья по "Аль-Каиде", не считается частной собственностью... Я бы хотел напомнить тебе, равно как и самому себе, что за любое нарушение положено наказание".
Письмо Атефа, который позже был убит в результате нападения американцев на убежище Усамы бен Ладена в Афганистане в 2001 году, входит в число недавно рассекреченных документов, которые позволяют взглянуть на "Аль-Каиду" с незнакомой стороны. Несмотря на то, что организация выживает за счет свободной и гибкой структуры, ее внутренняя культура на удивление глубоко пропитана бюрократией, а внутри идут постоянные конфликты, говорят следователи и эксперты.
Указанные документы были захвачены в Афганистане и Ираке, они относятся к периоду с начала 1990-х годов до настоящего времени. Судя по ним, в организации свойственны канцелярщина, крохоборство и острые внутренние конфликты.
"Картина междоусобной борьбы, которая складывается по этим документам, не только рассказывает о прошлых неудачах "Аль-Каиды", но, что более важно, позволяет понять ее теперешние слабости", - говорится в отчете, который по результатам исследования документов опубликовал в сентябре Центр борьбы с терроризмом, расположенный в Вест-Пойнте. "Сегодня "Аль-Каиде" угрожают трудности, которые всплывали в спорах лидеров еще в момент зарождения организации".
С 2001 года борцы с терроризмом пытаются понять врага, действия которого не подчиняются западной логике. В отличие от экстремистских групп, которые пользуются поддержкой определенных государств, "Аль-Каида" представляла собой союз террористических сетей, не имеющий единого центра. Члены организации в Афганистане подчинялись бен Ладену и другим командирам. Группы, действовавшие на местах, зачастую получали широкую автономию.
Однако стремление к уравнительности столкнулось в "Аль-Каиде" с бюрократическим менталитетом ее руководителей - большинство из них составили египтяне, имевшие опыт руководства военными, хорошо организованными экстремистскими группами.
"Должно быть, они и принесли с собой дух косной египетской бюрократии, - полагает высокопоставленный британский чиновник по борьбе с терроризмом, попросивший не называть его имени из соображений безопасности. - Это видно по "выходным пособиям", по спискам членов организации в Ираке, по недоверию к собственным людям, по конфликтам лидеров и фракций".
Как и боевики в сегодняшнем Ираке, в 1990-е годы новобранцы заполняли заявления в организацию, которые затем попадали в аккуратный каталог. Заросшие афганские воины ислама, изуродованные боевыми шрамами, занимались микроменеджментом. Они скрупулезно фиксировали информацию обо всех поставках - так, в одном из документов говорится о пропаже автомата Калашникова и 125 патронов к нему. Руководители брюзжали и препирались из-за денег.
В коротком письме, которое датируется концом 1990-х годов, некий боевик желает Атефу "мира, милости и благословения Аллаха", а также воздает "славу Аллаху и пророку его". Затем он переходит к делу: "Я в течение трех месяцев не получал жалования и уже задолжал за шесть месяцев за жилье... Вы просили напомнить об этом, и я напоминаю".
Аскетическую политику проводил и другой дотошный египтянин. 52-летний Мустафа Ахмед Аль-Язид, профессиональный бухгалтер, ведал финансовой отчетностью организации с 1995 по 2007 год, рассказывает Роэн Гунаратна, автор книги "Внутри "Аль-Каиды".
"Известно, что он был очень строгим администратором, который тщательно контролировал финансы "Аль-Каиды", - рассказал Гунаратна.
Появились многочисленные комитеты и должности. В течение многих лет окружение бен Ладена было втянуто в противостояние с другими фракциями, считавшими его плохим командиром, который регулярно допускает военные просчеты. Кроме того, его и его помощников обвиняли в презрительном отношении к неарабам. Это, как говорится в докладе Вест-Пойнта, служило постоянным источником конфликтов.
Недовольство было весьма резким. Два влиятельных сирийца в 1999 году ругали бен Ладена по электронной почте, "словно непослушного ребенка", утверждается в исследовании. Они убеждали его примириться с муллой Омаром, лидером "Талибана".
"Полагаем, наш брат (бен Ладен) заразился болезнью экранов, вспышек, поклонников и аплодисментов, - пишут сирийцы. - Ты должен извиниться за все неудобства и трудности, которые спровоцировал".
Из документов также явствует, что в последние годы в рядах организации идет острая борьба за командование силами на местах.
Лучший пример этого - Ирак. Усиление местной "Аль-Каиды" при Абу Мусабе аз-Заркави позволило ей привлекать новых боевиков и средства. При этом резкий иорданец отстранялся от организации - он даже держал в Афганистане собственный учебный лагерь. Попав в центр всеобщего внимания в Ираке, он поссорился с основным руководством из Пакистана, которое опасалось, что рост числа взрывов и отрезание голов пленным плохо кончатся.
Попытки вернуть под свой контроль аз-Заркави зафиксированы в письме, автором которого является некий ливийский руководитель "Аль-Каиды" по имени Атия. Американские солдаты обнаружили письмо на 13 страницах в убежище, где в 2006 году в ходе авиаудара был убит сам аз-Заркави. Атия выступает в роли умудренного ветерана, который то журит, то хвалит горячего новичка. Он уговаривает аз-Заркави помириться с бен Ладеном и отказаться от беспорядочного насилия.
"Мой дорогой брат, сегодня ты публичная фигура, - писал Атия из Пакистана 9 июля 2005 года. - Твои действия, решения и поведение приводят к завоеваниям и успехам, которые принадлежат не только тебе, но всему исламу".
Как и прогнозировалось, выступление аз-Заркави привело к тому, что к моменту его гибели "Аль-Каида" в Ираке ослабла. После нее руководство организации в Пакистане потеряло одного из своих представителей - он был захвачен по дороге в Ирак, где должен был взять на себя командование.
А слова, которыми Атия описал гибель движения исламистов в Алжире десять лет назад, по-прежнему актуальны.
"Они уничтожили себя своими же руками, - говорит Атия в письме Заркави. - Поражение им нанесли не враги, а они сами".
Также по теме:
Спросите у доктора: в чате с "Аль-Каидой" (Corriere della Sera)
Раскол среди идеологов "Аль-Каиды" и джихада (Le Temps)