Желая обрести более независимый и либеральный имидж, президент Дмитрий Медведев для первого интервью российским изданиям выбрал "Новую газету", имеющую репутацию острого критика Кремля, сообщают сегодня СМИ. Впрочем, ответы Медведева были довольно бессодержательными и политкорректными, подчеркивают комментаторы.
Медведев дал знаковое интервью либеральному изданию, пишет журналист The Financial Times Чарльз Кловер. Выбор "Новой газеты" для первого интервью президента Медведева российскому печатному изданию выказывает его стремление обрести более независимый и либеральный имидж. "Новая газета" славится журналистскими расследованиями, напоминает Кловер, добавляя, что за последнее десятилетие были убиты четверо ее журналистов (среди них Анна Политковская) и адвокат Станислав Маркелов.
Со ссылкой на источники, близкие к газете, в статье говорится, что "Новая" надеется добиться подобного интервью с Бараком Обамой во время его планируемого визита в Москву будущим летом.
В интервью Медведев попытался дистанцироваться от "силовиков", представ в качестве либерала-реформатора, отметил немаловажную роль сильного гражданского общества и заявил, что в России "была, есть и будет" демократия. Кроме того, за рамками интервью Медведев пояснил Муратову, почему его выбор пал на "Новую газету". "Вы никогда никому ничего не лизали", - сказал он, и эти ремарки (с согласия президента) появились на его веб-сайте.
Президент России дал интервью "Новой газете". Этот факт стал новостью уже сам по себе, поскольку "Новая" многие годы активно критикует Кремль, пишет в своем комментарии обозреватель Frankfurter Rundschau Штефан Шолль, добавляя, что антипатия всегда была взаимной. Однако, отмечает он, какими бы острыми ни были вопросы, президент старался отвечать на них уклончиво: это касалось как дела Ходорковского, так и выборов мэра Сочи.
"Ответы Медведева были довольно бессодержательными. Он просто выкрасил фасад другими красками", - заметил Гарри Каспаров, лидер внепарламентского оппозиционного союза "Солидарность". "Красивые слова - но никакого реального сигнала, - считает политолог Борис Тимошенко, - намек на намеке".
Российский президент сдержал обещание, данное соиздателю "Новой газеты" Михаилу Горбачеву, пишет Леонардо Коэн на страницах La Repubblica. Михаил Горбачев и Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты", сотрудниками которой были Анна Политковская и Анастасия Бабурова, настаивали на необходимости встречи с президентом Медведевым, чтобы заявить президенту о том, что отношение к оппозиционной прессе становится все более нетерпимым. Но кто бы мог подумать, что Медведев даст свое первое интервью газете, занимающей столь критичную позицию в отношении Кремля и правительственного экономического курса, удивляется Леонардо Коэн.
Медведев в этом интервью, занявшем целых три страницы (настоящий прорыв по сравнению с недавним прошлым, когда президентом был Владимир Путин), затронул тему демократии в России и прав человека в этическом смысле, не выдвигая никаких конкретных предложений и не говоря о том, как он намеревается их защищать. Но, по мнению автора статьи, важно не то, что он сказал, важно то, какую трибуну он выбрал. Этот выбор можно расценивать как сигнал "силовикам": оппозицию не стоит демонизировать, ее следует уважать.
Как пишет журналистка The Washington Post Сара Шафер, среди прочих инициатив, нацеленных на создание имиджа либерала-реформатора, президент России Дмитрий Медведев дал интервью "Новой газете", традиционно выступающей с яростной критикой Кремля, и призвал в среду к изменению законов, сдерживающих работу правозащитных и других неправительственных и некоммерческих организаций.
Выступая перед недавно возобновившем свою деятельность Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Медведев признал, что чиновники часто воспринимают правозащитников как "угрозу для своего безраздельного правления". Эти необычно резкие замечания прозвучали всего через несколько дней после того, как Медведев ответил на вопросы редактора оппозиционной газеты. Путин, отмечает Шафер, никогда не делал подобных жестов, и аналитики сейчас интерпретируют сам этот факт как желание Медведева послать позитивный сигнал либералам в России и Западу.
Медведев отходит от политики Путина, считает корреспондент Die Welt Манфред Квиринг, называя его беседу с редактором "Новой газеты" неожиданным ходом.
Однако, отмечает немецкий журналист, пока неясно, означает ли изменение отношения президента к небольшому сообществу российской оппозиции начало новой фазы - более терпимой и демократичной. "На улицах Москвы происходит, скорее, обратное: на оппозиционеров и инакомыслящих все чаще совершаются нападения: их избивают или убивают". Кроме того, продолжает автор публикации, непонятно, удастся ли Медведеву справиться с сверхсильным влиянием представителей армии и спецслужб. Его ответы главному редактору "Новой газеты" были по большей части расплывчатыми и допускали разные интерпретации.
Президент России Дмитрий Медведев пытается улучшить имидж демократа и либерала, тем самым подчеркнув отличие - по крайней мере, в стиле - от своего предшественника Владимира Путина, пишет испанская El País. Контраст был очевиден и на вчерашней встрече с правозащитниками и представителями неправительственных организаций, многие из которых жестко критикуют политику Кремля. Открытость к диалогу с обществом, возможно, связана с опасениями, вызванными ухудшением экономической ситуации, предполагает издание.
В интервью "Новой газете" Медведев вновь подтвердил приверженность демократии политкорректными высказываниями, "контрастирующими с российской действительностью, где независимым от Кремля активистам ограничивается доступ к политической жизни, а на суды и институты оказывается закулисное давление со стороны высших эшелонов власти", отмечает Пилар Бонет.