Курс рубля к доллару растет рекордными темпами - как это скажется на попытках Запада "выдавить Москву с Украины"? На этот вопрос в статье для Foreign Policy отвечает Джамила Триндл.
За один только апрель рубль укрепился на 20%, что резко контрастирует с динамикой прошлого года, "когда американские политики самодовольно кивали на отвесно падавшую российскую валюту как на доказательство того, что санкции, введенные Западом против Москвы за то, что она сунулась на Украину, работают", напоминает автор. По ее словам, из происходящего не стоит делать вывод, что "санкции остались без зубов", однако "и без того непростая задача" по достижению стабильного мира на Украине стала еще труднее.
В оценке причин роста рубля специалисты расходятся. Одни считают его следствием февральского перемирия, другие усматривают связь с ростом цен на нефть. Есть и такие, кто называет происходящее не "укреплением" рубля, а просто "восстановлением до разумного уровня после чрезмерно глубокого падения в прошлом году".
Так или иначе, "должно быть, вздохнули с облегчением" те российские компании, которые брали кредиты в долларах. В Россию, по данным Bloomberg, вновь "толпами" повалили облигационные инвесторы (автор называет эту тенденцию "слегка контринтуитивной", поскольку доходность облигаций в связи с укреплением рубля снизилась). Это, правда, не значит, что в Россию "снова сбегутся" инвесторы, которые ориентируются на более далекую перспективу, отмечает автор.
"Хотя растущий рубль - это хорошая новость для россиян, желающих ездить за рубеж и покупать иностранные товары, экономике в целом это вовсе не обязательно сулит такие уж радужные перспективы", - продолжает Триндл, ссылаясь на показатели роста экономики и состояние фондового рынка. Цены на нефть, отмечает она, тоже далеки от 100 долларов за баррель, с прицелом на которые в прошлом году сводился бюджет.
"На самом деле, в укреплении рубля есть горькая ирония: если валюта слишком сильно вырастет, это может привести к снижению реальных доходов от экспорта нефти. Ослабевший рубль фактически служил Москве защитой от худших последствий падения цен на нефть, поскольку нефть продается за доллары, а их переводили в пригоршни рублей, за счет которых покрывались внутренние траты. Укрепление рубля означает, что реальные доходы с каждого барреля упали".
Значительного роста рубля в будущем ожидать не следует, прогнозирует Марк Чэндлер, ответственный за валютную стратегию в Brown Brothers Harriman: "Немного - может быть, но значительный рост? Думаю, нет". Прав он или нет, повышения котировок "вряд ли хватит, чтобы спасти российскую экономику или Путина от очередного раунда санкций", заключает Триндл.