Большинство поляков с воодушевлением ожидают Папу
У Папы Иоанна Павла II больше нет родины. Правда, в ходе своего трехдневного визита в Польшу, который начнется вечером в пятницу с посещения Кракова, он побывает там, где прошли его детство и молодость. Он, сын железнодорожника, родился в Вадовице, юго-западнее Кракова. В Кракове, этом старом университетском городе, Кароль Йозеф Войтыла не только получил образование в области философии и литературы, здесь же он был рукоположен в священники.
Вообще-то, по данным опросов, каждый восьмой поляк хочет отправиться в выходные в Краков, чтобы выразить Папе свое почтение. Но воодушевление вызвано, прежде всего, исторической ролью Иоанна Павла II, чье участие в победе над реально существовавшим социализмом сегодня вряд ли можно оспаривать. Но Папе нужны не благодарные сердца, а верящие души. А с этим в Польше уже достаточно давно дела обстоят не лучшим образом. Естественно, поляки, по сравнению с хорватами и литовцами, все еще самый верующий народ в Европе. Однако, лишь 58% польских католиков каждое воскресенье посещают церковь, и только 31% испытывает страх перед адом.
Еще хуже обстоят дела с сексуальной моралью поляков и их отношением к неукоснительному папскому запрету на аборты. Только каждый третий поляк следует запрету на воздержание от добрачных сексуальных отношений, только каждый четвертый ? запрету на предохранение от беременности. 52% выступают за аборты даже в том случае, если жизни и матери и ребенка ничего не угрожает. И только 8% поляков поддерживают полный запрет абортов.
Двоякое отношение к Каролю Войтыле - Папе Иоанну Павлу II удачно выразил его знаменитый земляк, сказав, что поляки любят Папу, но не его учение. Эта фраза интересна еще и тем, что ее произнес Войцех Ярузельский, тот самый генерал, который в 1981 году ввел в Польше военное положение и уже давно превратился в поклонника Иоанна Павла II, как, впрочем, и премьер Польши Миллер, и президент Квасьневский, тоже бывшие коммунистические функционеры.
Папа, вероятно, встретит меньше верующих, чем ему хотелось бы, но больше друзей, чем он мог бы ожидать еще 20 лет назад.