В Москве идет суд над 12 военнослужащими, которые обвиняются в жестоком обращении с солдатом Андреем Сычевым. Армия пытается прекратить процесс - всеми доступными ей средствами
Случай с Андреем Сычевым, объяснял Александр Савенко, - "самое циничное и самое ужасное преступление в отношении военнослужащего", с которым он столкнулся за всю свою 20-летнюю карьеру юриста. Это было в январе 2006 года. С того момента Савенко в качестве главного военного прокурора занимался самым на сегодняшний день ужасающим делом об истязании военнослужащего в российской армии. Как стало известно, Андрея Сычева, служившего в бронетанковом училище в Челябинске, в новогоднюю ночь 11 старослужащих подвергли такому жестокому истязанию, что в результате солдату пришлось ампутировать обе ноги, часть кисти правой руки и половые органы.
5 июля Александр Савенко был отправлен в отставку его начальником, генеральным прокурором России Юрием Чайкой. На днях военная прокуратура представила результаты экспертизы по делу Андрея Сычева. Экспертная комиссия московского военного госпиталя им. Бурденко пришла к выводу, что в случае Андрея Сычева речь идет "не о жестоком обращении", а, скорее всего, о заболевании вен - тромбофлебите. Предыдущий диагноз - сепсис, вызванный предшествующими истязаниями, - следует отнести на счет недостаточного опыта врачей и отсутствия у них необходимых диагностических возможностей.
Пропавшие свидетели
Был ли у Андрея Сычева флебит, выяснится, по-видимому, лишь в том случае, если его адвокаты добьются постановления суда о независимой экспертизе. Зато доказательств, что "врожденными заболеваниями" страдают российская юстиция, армия и исполнительная власть, уже сейчас предостаточно.
Обвинение было выдвинуто в общей сложности против 12 военнослужащих бронетанкового училища в Челябинске. За судом над одним из сослуживцев Сычева наблюдал корреспондент New York Times Стивен Ли Майерс. Он писал, что вне зависимости от высказываний военного прокурора Савенко, ответственного до начала июля за процесс, который назвал произошедшее преступлением, подсудимый будет отвечать лишь за превышение полномочий. Один из свидетелей отозвал свои показания против подсудимого и после этого больше не появлялся в суде. Другие свидетели, изменив прежние показания, утверждали, что в тот злополучный вечер они ничего не видели и не слышали. Говорят, что некий генерал пригрозил солдатам большими неприятностями, если они дадут показания в суде.
Мать жертвы, Галина Сычева, рассказала журналистам, что ей неоднократно поступали предложения от неизвестного человека. Этот мужчина имел свободный доступ в московский военный госпиталь им. Бурденко, где лечится ее сын. Этот человек предложил ей отказался от обвинения в обмен на квартиру и компенсацию в размере 100 тысяч долларов. Преследования прекратились лишь после того, как семья обратилась к прессе.
Сто тысяч долларов - если бы до призыва сына в армию Галина Сычева имела хоть малую часть этой суммы, никакого дела Андрея Сычева не было бы и в помине. В России родители, которые могут изыскать на это средства, откупают своих сыновей от военной службы. О пролетаризации российской армии говорят уже давно. То обстоятельство, что ежегодно тысячи военнообязанных уклоняются от службы отечеству, объясняется просто: эта служба опасна для жизни. Офицеры и старослужащие, которым рукой подать до демобилизации, унижают, мучают и пытают молодых солдат. В начале августа Генеральная прокуратура РФ заявила, что только в этом году уже зарегистрировано 3500 документально подтвержденных случаев истязаний новобранцев, 17 из которых закончились смертью потерпевших.
"Нет никакого кризиса"
После того как информация о случае с Андреем Сычевым получила широкое распространение, министр обороны Сергей Иванов был в феврале приглашен на открытые слушания в российском парламенте. "В российской армии нет никакого кризиса", - уверял министр. Российская армия - это только часть общества, в котором высок уровень преступности. В качестве контрмеры министр порекомендовал создать военную полицию, которая не допустит пыток и истязаний. Министерство обороны ежедневно получает письма от матерей, "полные слов благодарности за то, что их сыновья стали настоящими мужчинами", не преминул сказать Иванов. Тем самым он дал официальный ответ на вопрос, кто и где культивирует жестокость, - армия в обществе или общество в армии.