Лето и сорванные на прошлой неделе попытки терактов в Великобритании - не сыграют ли они злую шутку с Гордоном Брауном, естественным преемником премьер-министра Тони Блэра? Уже несколько дней с экранов не сходит министр внутренних дел Джон Рид. Он показал способность владеть ситуацией, что неожиданно сделало этого 59-летнего шотландца, специалиста по экономической истории, серьезным соперником в борьбе за место преемника премьер-министра, которому в будущем году предстоит покинуть здание на Даунинг-стрит, 10.
"Эффект увеличительного стекла" тем более силен, что Тони Блэр отдыхает на Барбадосе, и Гордон Браун продолжает пользоваться месяцем отпуска "по отцовству". Усиливает его и политическая незаметность вице-премьера Джона Прескотта, хотя считается, что в отсутствие премьера страной управляет именно он. Без особых колебаний Джон Рейд поспешил возглавить комитет по чрезвычайным ситуациям, Cabinet Cobra, оттеснив второго человека в правительстве на второй план.
Впрочем, не только раскрытием терактов объясняется нынешняя популярность Джона Рида, которого считают твердокаменным блэровцем. После местных выборов в Англии, принесших лейбористам сокрушительное поражение, Тони Блэр позвал Джона Рида (в то время - министра обороны) срочно тушить пожар в министерстве внутренних дел, разъедаемом скандалами, которые продолжали наносить ущерб популярности "новых лейбористов". Напомним: его предшественник Чарльз Кларк позволил раствориться в пустоте более чем тысяче иностранных заключенных, которые отбыли свой срок наказания и ожидали отправки на родину. Вскрылись и многочисленные факты коррупции, пролившие свет на хаос, царивший в иммиграционной службе.
За сто с небольшим дней "Джону Риду удалось решить важную задачу - быстрыми и радикальными переменами восстановить доверие общества к министерству внутренних дел", говорит Дункан О'Лири, аналитик из экспертной группы Demos. Нужно отметить, что Джон Рид не останавливается на полумерах. Не случайно за ним закрепилась репутация свирепого политика. Возможно, эту черту характера в нем сформировала личная жизнь. Его жена, с которой он познакомился еще в подростковом возрасте и которая родила ему двух сыновей, в 1998 году скоропостижно умерла от инфаркта. За четыре года до ее смерти этот шотландский католик избавился от алкоголизма, а в 2003 году окончательно отказался от сигарет, хотя еще несколькими годами ранее был "чемпионом Шотландии по курению".
Браун остается фаворитом. С самого начала Джон Рид пришел к выводу, что его новое ведомство не готово к выполнению задач, с которыми ему теперь приходится сталкиваться. Отсюда его решение отменить насильственное слияние полицейских подразделений, отделиться от иммиграционной службы и по-новому оценить ситуацию с притоком мигрантов в Соединенное Королевство.
В стратегическом плане министр внутренних дел, судя по всему, осознал угрозу, исходящую от лидера консерваторов Дэвида Кэмерона. Совершив поворот на 180 градусов, он отмежевался от прежней миграционной политики Тони Блэра, заявив, что пришло время "установить оптимальный потолок" для иммиграции, который, с одной стороны, благотворно сказался бы на обеспечении экономических потребностей страны, а с другой - позволил сохранить социальную стабильность, нарушенную массированным притоком рабочей силы из новых стран Европейского союза - таких, как Польша и Литва. В сущности, Джон Рид порывает с известной лейбористской традицией приема иммигрантов. Зато в стратегическом плане он полностью привержен курсу "новых лейбористов", пытаясь расширить электоральную базу за счет правоцентристов более жесткими высказываниями на тему иммиграции.
Следует ли сделать из этого вывод, что министр внутренних дел грубо потеснит Гордона Брауна, чтобы стать преемником Тони Блэра? Говорить об этом было бы преждевременно. Как поясняет Дункан О'Лири, "Гордон Браун пользуется большой поддержкой в партии, парламенте и профсоюзах. О Джоне Риде такого сказать нельзя. И потом, министр финансов может гордиться успехами в политической и экономической областях". Тем не менее, эксперт из группы Demos полагает, что шанс для Джона Рида заключается в его способности дать политический толчок, который позволит лейбористам снова заявить о себе как о силе, несущей британскому обществу обновление.
На фоне ожиданий даты ухода Тони Блэра и нового сражения между блэровцем Джоном Ридом и Гордоном Брауном ежегодный съезд лейбористской партии, который пройдет в ноябре в Манчестере, обещает стать ярким событием.