В надежде положить конец мучительным дискуссиям на тему, является ли Плутон планетой, международный астрономический комитет придумал новое определение, которое обеспечит этому крохотному космическому телу надежное место в солнечной семье.
В соответствии с долгожданным предложением, Плутон останется в пантеоне звезд в качестве прототипа новой подкатегории небольших объектов за пределами Солнечной системы. Они будут называться "плутоны", что будет означать планеты, отличные от своих более крупных собратьев, "классических" планет, расположенных ближе к Солнцу.
Это изменение предполагает необходимость переписать учебники астрономии, чтобы теперь школьников учили новому представлению о Солнечной системе, потому что три других небесных тела также получат статус планет, таким образом, вместо традиционных 9 планет станет 12.
"Все хотели знать, является ли Плутон планетой, - говорит Ричард Бинзел из Массачусетского технического университета, который был одним из семи членов комитета, учрежденного Международным астрономическим союзом (МАС) для разрешения спорного вопроса. - Ответ - да, Плутон - это планета".
Предложение по завершении дискуссии официально прозвучало сегодня на генеральной ассамблее МАС в Праге. Жаркие дебаты будут продолжаться до 24 августа, когда тысяча астрономов будет участвовать в голосовании. Некоторые астрономы выразили недовольство новым определением, но в целом оно вызвало одобрение, и некоторые предсказывают, что оно будет принято.
"Я думаю, это хороший компромисс", - говорит Ларри Эспозито из Университета Колорадо, который возражал против причисления Плутона и других мелких небесных тел к планетам. "Они слишком малы и незначительны. Но было бы трудно избавиться от Плутона. Благодаря этому решению мы можем не вычеркивать его из списка".
Статус Плутона, самой маленькой из девяти планет, оказался под вопросом после недавнего открытия других объектов такого же размера, находящихся на таком же расстоянии от Солнца. Однако предложение вычеркнуть Плутон из числа планет вызвало резкое неприятие.
По новому определению, планетой будет называться любое космическое тело, достаточно массивное, чтобы иметь форму шара, не являющееся звездой, но двигающееся по орбите вокруг нее.
"Это фундаментальные физические параметры, которые относятся не только к нашей Солнечной системе, но к любой точке Вселенной, - говорит Бинзел. - Поэтому это определение так привлекательно: оно универсально".
Восемь классических планет - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Церера, расположенная между Марсом и Юпитером, которая долго считалась астероидом, теперь тоже будет отнесена к планетам.
"Можно назвать ее планетой-карликом, но это не является официальным термином", - говорит Бинзел.
Плутон, Харон - еще один объект, обнаруженный в 1978 году, - и космическое тело, открытое в 2003 году, расположенное еще чуть дальше от Солнца, временно названное UB313, будут причислены к "плутонам". Плутонами будут называться все планеты дальше Нептуна.
"На данный момент мы знаем о трех таких объектах, но есть и другие, чей размер сходен с размером Плутона, которые нам предстоит рассмотреть, чтобы установить, являются ли они плутонами, - говорит Бинзел. - Мы вполне готовы к открытиям новых объектов, относящихся к этому классу плутонов".
Бинзел и его коллеги по комитету подчеркнули, что эта классификация Плутона как плутона ни в коем случае не упраздняет его давнего статуса девятой планеты.
"Мы, может быть, исключаем его из списка восьми классических планет, но зато мы ставим его во главе особого класса", - говорит Оуэн Джингерих из Гарварда, возглавлявший комитет.
Другие астрономы отдали должное комитету за относительно простое, но ценное в научном отношении определение для категоризации новых объектов, открываемых с помощью новых технологий и более мощных телескопов.
Однако Майк Браун из Калифорнийского технического университета в Пасадене разочарован, хотя новое предложение относит открытый им космический объект - UB313 - к планетам.
"Моей первой реакцией было: "вот это да, значит, я открыл планету, это же просто здорово", - говорит Браун. - Потом я вдумался в детали, и теперь мне это уже не кажется таким потрясающим".
Браун обращает внимание на оговорки в деталях предложения, согласно которым, например, Плутон характеризуется как планета, а не как спутник Земли.
"Это определение кажется мне весьма противоречивым. Мне оно представляется бессмысленным, - говорит Браун. - Они пытаются усидеть на двух стульях, дать научное определение и не затрагивать при этом щекотливые культурные сферы".
Однако это предложение стало хорошей новостью для Нила Деграсса Тайсона, директора Хайденского планетария в Нью-Йорке. На него обрушился поток гневных писем от школьников, когда он открыл экспозицию, изображающую Плутон отдельно от других планет.
"Это практически единственно возможное определение планеты, включающее Плутон. Мне это кажется несколько подозрительным, но я рад, что наконец дано недвусмысленное определение, так что теперь я могу об этом не беспокоиться", - сказал он.