Вчера в конфликте между Лондоном и Москвой, который вызван делом Литвиненко, произошел очередной поворот: Россия назвала британского дипломата агентом MI-6.
ФСБ, преемница КГБ во внутренних делах, заявила, что упомянутый дипломат завербовал Вячеслава Жарко - загадочного персонажа, который сыграл пусть эпизодическую, но важную роль в истории Литвиненко. В июне он "признался" в сотрудничестве с британской разведкой.
Жарко заявил, что вышел на контакт с MI-6 в 2002 году по предложению Литвиненко. К тому моменту Литвиненко сбежал в Лондон, где жил под защитой своего друга - магната и известного кремлевского критика Бориса Березовского.
Со своими признаниями Жарко выступил вскоре после того, как Андрей Луговой, которого Великобритания разыскивает в связи с убийством перебежчика, заявил, что Литвиненко и Березовский работали на MI-6. Кроме того, Луговой утверждал, что убийство - дело рук MI-6 и Березовского.
Москва отказывает в выдаче Лугового, и такое решение привело к тому, что англо-российские отношения опустились до самого низкого уровня с момента окончания холодной войны. В связи с конфликтом последовала взаимная высылка ряда дипломатов.
Москва не впервые обвиняет данного дипломата (The Daily Telegraph приняла решение не разглашать его имени) в вербовке российских граждан для участия в шпионаже.
ФСБ утверждает, что именно он курировал работу российского полковника Сергея Скрипаля - в 2006 году тот был приговорен к 13 годам тюрьмы за шпионаж. А в 2001 году этот же человек, как сообщается, завербовал другого офицера спецслужб в отставке - Валерия Оямяэ. В настоящее время Оямяэ отбывает семилетний срок за шпионаж в пользу Великобритании и Эстонии.
Неизвестно, где указанный дипломат работает в настоящий момент. Министерство иностранных дел от комментариев отказывается.
По мнению аналитиков, Кремль может полагать, что новая эскалация дипломатического кризиса позволит возобновить нажим на Великобританию в деле об экстрадиции Березовского. Он считается главным врагом президента Владимира Путина. Решением британского суда магнату было предоставлено политическое убежище.