Война 2008 года между Россией и Грузией из-за Южной Осетии показала, сколь взрывоопасный потенциал создает присутствие государств-призраков, имеющих собственные армии, проводящих выборы, строящих экономику и воспитывающих детей, но пребывающих в туманном небытии между фактическим существованием и международным признанием легитимности, пишет The New York Times. Всего в мире насчитывается около дюжины таких причудливых образований, где проживает примерно 40 млн человек.
"Государства-призраки разжигают войны, культивируют преступность, ослабляют и без того слабые государства. (?) Государства-призраки возникают в результате войн и держатся за счет угрозы продолжения борьбы. (?) Их лидеры отстаивают право на национальное самоопределение, тогда как страны, к независимости от которых они стремятся, делают акцент на необходимости надежных границ. Увязшие между этими несовместимыми принципами, правительства государств-призраков имеют обыкновение указывать на неприятные прецеденты и двойные стандарты, стремясь заручиться иностранными покровителями. Действительно, большинство призраков выживают отчасти благодаря внешней поддержке. Так, Москва - серый кардинал в Южной Осетии и Абхазии, а Армения господствует в Нагорном Карабахе", - отмечает издание.
Правительства государств-призраков часто коррумпированы, их возглавляют военные командиры, которые связаны с наркоторговлей или другой незаконной торговлей. Но прозрачное управление, свободные выборы и мирная внешняя политика так же необходимы этим образованиям, как и настоящим государствам. И если правительства государств-призраков ведут себя хорошо, ведущие мировые державы должны предложить им путь к легитимности, полагают авторы статьи.
"Однако, настаивая на территориальной целостности, США и другие страны исключают возможность превращения государств-призраков в ответственных игроков мировой политики. Пока их клеймят как сепаратистов и форпосты контрабанды, у международного сообщества мало шансов призвать их лидеров к ответственности. А обращение с ними как с плодом чудачества не дает государствам-призракам оснований беспокоиться о международном порядке", - подчеркивает газета.
Даже когда государство-призрак становится настоящим государством, проблемы могут сохраняться. Чтобы избежать повторения случая Эритреи, международное сообщество должно поощрять реформы в государствах-призраках, а не фокусироваться исключительно на их стремлении к государственности, считают авторы статьи. В противном случае миллионы жителей планеты будут и далее пребывать в состоянии политической и правовой неопределенности, а их соседи - жить в состоянии постоянной угрозы войны, заключают Байман и Кинг.