Разгадана загадка самого невообразимого создания из темных времен земной истории
Когда были обнаружены первые экземпляры ископаемой галлюцигении - а произошло это сто лет назад в знаменитых наносах Берджес-Шейл в Канаде, - ее внешность поразила ученых, оказавшихся не в состоянии найти ей аналог в современной фауне.
Как тогда рассудили, глядя на окаменелые отпечатки этого создания, обитавшего на дне древнего озера примерно 500 миллионов лет назад, животное передвигалось на нескольких парах ног, подобных ходулям, и имело на спине ряд извивающихся щупалец.
Даже когда в 1977 г. ученые дали галлюцигении имя и формальное описание, они были до такой степени не уверены относительно ее внешности, что зарисовали это существо вверх ногами и задом наперед. То, что было выдано за "щупальца", оказалось ногами, а "ноги" - позвоночными отростками на спине. В 1995 г. в ходе дальнейших исследований выяснилось, что сферовидная "голова" чудовища на самом деле представляла его заднюю часть, а голова находилась со стороны сужения туловища.
Теперь один из крупнейших специалистов по ископаемым, найденным в Берджес-Шейле, обнаружил две разновидности этого существа, напоминающего порождение фантазии Сальвадора Дали.
Десмонд Коллинз, палеонтолог Королевского музея Онтарио в Торонто, сообщит сегодня на ежегодной конференции Палеонтологической ассоциации в Кембриджском университете, что галлюцигения, вероятно, имела мужскую и женскую формы.
Д-р Коллинз сказал, что новонайденные экземпляры позволяют предположить, что более крупная и устойчивая форма представляла собой "негнущееся туловище с сильной шеей и шаровидной головой". Меньшая форма была тоньше, с подвижным туловищем и тонкой шеей, увенчанной маленькой головой с двумя клыкоподобными выростами, двумя рожками и, возможно, с парой глаз.
"Обе формы обладали семью парами твердых позвоночных отростков и семью парами длинных, тонких, гибких ног с крупным когтем, типичным для современных гусеницеподобных беспозвоночных", - считает д-р Коллинз.
Галлюцигения обрела известность благодаря премированной в 1989 г. книге Стивена Джея Гоулда "Чудесная жизнь", где красочно описаны разнообразные создания, жившие в кембрийский период. Большая часть палеонтологического материала того времени представляет собой панцири или кости, но Берджес-Шейл принадлежит к тем редким "месторождениям", где хорошо отпечатались в камне, в частности, мягкие ткани древних существ. Это можно сказать о виваксии - чешуйчатом создании с кольцеобразным украшением из наростов на спине - и аномалокарисе - страшном, похожем на кальмара хищнике.
Заинтересовав читателя своими рассказами о Берджес-Шейле, Гоулд тем не менее повторил старую ошибку о внешности галлюцигении, перепутав ее верх и низ, переднюю и заднюю часть. Он утверждал, что странности строения галлюцигении доказывают: ископаемые кембрийского периода не имеют родства с существами, живущими сегодня. Большинство их вымерли, не оставив потомства, считал он. Но сегодня палеонтологи уверены, что галлюцигения является предком некоторых наиболее жизнеспособных групп современного животного мира - членистоногих, то есть насекомых, пауков и крабов.
Отнюдь не являясь "тупиком мироздания", галлюцигения и ее современники имели особенности, которые, можно считать, передались по наследству некоторым вполне успешно живущим сейчас организмам, сказал Грэм Бадд, профессор палеонтологии в Уппсальском университете, Швеция.
"Я думаю, что эти существа - вовсе не нелепица, которой нечего нам сказать. Напротив, тем, что обладают некоторыми, но не всеми чертами современных животных, они на самом деле подсказывают, как происходил процесс их сборки", - сказал профессор Бадд.
"Новый материал демонстрирует, что "классическая" галлюцигения является не браком эволюции, а представителем богатого царства кембрийских животных. Мир продвинулся вперед со времен публикации "Чудесной жизни", когда на подобных представителей животного мира смотрели как на боковую ветвь биологического разнообразия, обреченную погибнуть".
"Теперь становится возможным рассмотреть галлюцигению как составную часть той последовательности животных форм, которая со временем демонстрирует все больше черт, присущих самому многочисленному типу сегодняшних животных - членистоногим", - сказал он.