Даже у демонстрантов в России есть литературный вкус и философская жилка, замечает обозреватель Time Фарид Закариа. "Кроме того, они мужественны. Последние 10 лет политических оппонентов путинского режима подвергают гонениям, сажают в тюрьмы, пытают и убивают, но россияне выходят на улицы и требуют того же, что и люди во всем мире, - уважения, доступа к политической и экономической деятельности, свободы", - говорится в статье.
У "арабской весны" были различные предпосылки, но главная - ощущение отчуждения и изоляции от политических и экономических властных структур, пишет автор. "Сегодня в России это ощущение сильно", - считает он.
Еще один фактор "арабской весны" - связи между людьми: "молодое нетерпеливое поколение, имеющее доступ к соцсетям и другим технологиям, смогло посмотреть остальной мир и осознать свою отсталость".
Закариа находит в России еще один ключевой компонент: экономический рост создал новый средний класс и повысил запросы. В Египте и Тунисе волнениям предшествовали несколько лет экономического роста, либерализация сделала некоторые отрасли более открытыми. Правда, российская экономика растет скорее благодаря высоким ценам на нефть, что укрепляет не общество, а государство, замечает автор.
"Главной драмой российской истории всегда был конфликт государства с обществом. Попросту говоря, в России всегда было слишком много государства и слишком мало общества", - пишет Закариа. Коммунистический режим лишь довел до логического конца черты царизма, а когда государство рухнуло, под ним оказался лишь хаос.
"Но российское гражданское общество существовало всегда: малочисленное, но энергичное, оно придерживается общечеловеческих ценностей и прав человека. Это Россия Толстого и Пастернака, Сахарова и Горбачева - она всегда полагала, что судьба России связана с Западом", - утверждает автор. По его мнению, в последние 10 лет эта Россия только растет: сегодня насчитывается более 650 тыс. неправительственных организаций.
Конечно, российское государство остается могущественным, подчеркивает автор. "Дело не только в том, что Путину удалось частично восстановить советскую машину запугивания. Дело также в деньгах", ведь в распоряжении российского государства - крупнейшие в мире природные богатства.
"Несмотря на размах и мощь "арабской весны", она не спровоцировала политических перемен ни в одной стране, богатой нефтью", - утверждает автор, упоминая об Алжире, Иране и Бахрейне.
Если цены на нефть упадут, российское государство утратит свою главную опору. "А если российское гражданское общество в столь неблагоприятной обстановке добьется даже скромных перемен, оно преобразит историю", - говорится в публикации.