Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 декабря 2013 г.

Алан Куллисон | The Wall Street Journal

Семейный террор: Царнаевы и бостонские взрывы

"Когда я познакомился с Тамерланом Царнаевым, он ухватил меня за руку так, словно выжимал мокрую тряпку" - так начинается статья корреспондента The Wall Street Journal Алана Куллисона. Это было в 2004-м, когда Тамерлан прожил в США около года, поясняет автор.

Тамерлан планировал войти в олимпийскую сборную США по боксу, получить высшее образование, а заодно работать, чтобы купить дом и машину. Куллисон сказал, что большинство американских студентов откладывает такие приобретения на потом, но Тамерлан заявил, что не видит причин откладывать.

В то время Куллисон учился в Гарварде и хотел познакомиться с беженцами из Чечни, чтобы писать об исламистском инсургентском движении в России. Царнаевы снимали квартиру у матери его друга.

Куллисон вспоминает: "Десять лет назад Царнаевы не проявляли никаких признаков вовлеченности в исламский экстремизм. Но они уже казались "неудачниками", как сказал журналистам после теракта их успешный, американизированный дядя. В США они не находили себе места, и мои отношения с ними сложились ввиду того, что им требовалась масса самых элементарных советов о том, как свести концы с концами". По мнению автора, такие люди несут "новый тип угрозы для США".

Отец семейства Анзор сказал, что работал автомехаником и хочет открыть в Америке собственный гараж. Он вызвался ремонтировать старую машину Куллисона, причем отказывался брать больше 10 долларов в час. "И даже эту сумму было нелегко ему отдать - он отмахивался от денег, говоря: "Это ничего". Я знал, что чеченское гостеприимство требует, чтобы он вызывался для друга делать все бесплатно, так что я засовывал купюры в карман его рубашки и пепельницу его машины", - говорится в статье. Факт тот, что Анзору плохо давался английский, а без этого, по мнению автора, в Бостоне трудно стать успешным автомехаником.

Куллисон вернулся в Москву, к журналистской работе. О том, как дела у Царнаевых, он узнавал через друга. Семья получила пособие на жилье, мать семейства, Зубейдат Царнаева, начала работать на дому в качестве косметолога, отыскалась квартира с гаражом на первом этаже.

Но вскоре "санинспекция обнаружила в квартире над гаражом краску на основе свинца, и квартиру пришлось покинуть. Бизнес Зубейдат развивался плохо. Две их дочери рано вышли замуж за чеченцев, а затем обе развелись", - пишет автор со слов друга. Тамерлан бросил бокс и колледж. Только Джохар вроде бы адаптировался.

Когда полиция объявила, что взрыв устроили братья Царнаевы, Куллисон был ошеломлен. "Но это вписывалось в психологические профили террористов, с которыми я встречался как журналист. Неудачливые террористы-смертники, с которыми я беседовал в афганских тюрьмах, были по большей части молодыми мужчинами без каких-либо перспектив в жизни", - тут же подчеркивает он.

По беседам с Царнаевыми-старшими, а также с другими родственниками и соседями автор пытается воссоздать историю Тамерлана за истекший период.

Царнаевы приехали в Америку преимущественно благодаря Руслану, младшему брату Анзора. Они называют его успешным богатым юристом. Куллисон встретился с ним минувшим летом. Он сообщает: Руслан "хорошо учился в школе, выучил английский, нашел работу "белого воротничка" в Бишкеке, познакомился с дочерью отставного высокопоставленного офицера ЦРУ в отставке и женился на ней (она приехала туда как советник правительства по вопросам приватизации). Вскоре Руслан обзавелся американским паспортом и начал изучать право в университете Дьюк", - говорится в статье.

Анзор, живя в Киргизии, подрабатывал автомехаником, но только время от времени. Он "оказался в тюрьме, когда правительство Киргизии начало широкие гонения на чеченцев. По словам Руслана, он опасался, что его брат с семьей не преуспеют в Америке, но думал, что в Киргизии ему угрожает опасность", - говорится в статье.

По предположениям Куллисона, жизненный успех Руслана раздражал Царнаевых, у которых в Америке дела пошли не лучше, чем в Киргизии. Анзор так и не нашел постоянную работу автомеханика, вскоре начал пить и жаловаться на таинственную боль в животе. Зубейдат арестовали за кражу из магазина (сама она говорит, что это было недоразумение).

Руслан сказал в интервью, что больше всего беспокоился за Тамерлана - думал, что у племянника депрессия, что он начал пить и принимать наркотики.

"По словам соседей и бывшего мужа его сестры, когда у Тамерлана сузились перспективы, он заинтересовался конспирологическими теориями. Он считал, что против него работают безмолвные, незримые силы", - говорится в статье.

Зубейдат сказала автору, что это она постаралась заинтересовать Тамерлана исламом, сочтя, что он слишком много времени проводит в загулах с американскими друзьями. Но "в Кембридже его изгнали из местной мечети, так как он не мог удержаться от выходок против ораторов, которых считал слишком умеренными", пишет автор.

По словам родителей, когда в 2012 году Тамерлан поехал в Дагестан и Чечню, ему было не очень легко вписаться в общество.

"В итоге, по версии бостонской полиции, Тамерлан схватился за статью "Сделай бомбу на кухне твоей мамы", опубликованную в интернет-журнале "Аль-Каиды". Подозреваю, что никто не хотел с ним сотрудничать, даже другие предполагаемые террористы", - пишет автор.

После возвращения в Бостон Тамерлан жил замкнуто. Он подружился со стариком-инвалидом, интересующимся конспирологическими теориями. По мнению автора, эти идеи могли стать для безработного экс-боксера отдушиной.

По мнению Куллисона, от увлечения конспирологией можно излечиться, если опереться на родственников. "Но когда я увиделся с Царнаевыми в Дагестане, то усомнился, что они могли бы помочь сыну. Их тоже переполняли мысли о заговорах", - пишет автор. Зубейдат при встрече уверяла, что ее сыновья стали жертвами незримых могучих сил, которые захватывают Америку.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru