Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 февраля 2007 г.

Ксения Светлова | The Jerusalem Post

Израильский враг Путина

Нефтяной магнат, оппозиционер, финансовый гений, либерал, предатель, филантроп - в свои 47 лет Леонид Невзлин, бывший глава нефтяной компании ЮКОС, некогда российский сенатор, а сегодня - израильский гражданин, слышал в свой адрес все эти слова. Он много раз попадал в список 100 самых богатых людей мира Forbes. Его разыскивает Интерпол, и Россия неоднократно, но безуспешно требовала его экстрадиции из Израиля и США - но, скорее всего, эта тема не обсуждалась в этом году на ежегодном ритуальном завтраке в Белом доме, где он присутствовал с американским президентом.

Невзлин живет в Израиле более трех лет и отсюда руководит своими деловыми и благотворительными организациями, в то же время внимательно следя за политическим процессом в России и продолжая играть активную роль в ее жизни.

После того как в 2005 году его делового партнера Михаила Ходорковского посадили в тюрьму, Невзлин объявил, что покидает политическую арену, подчиняясь просьбе Ходорковского - человека, которого считали прямой угрозой для российского режима. Однако он продолжает быть активным и заметным критиком президента Владимира Путина и его режима.

В прошлом месяце российская Генеральная прокуратура объявила, что Невзлин подозревается в причастности к смерти шпиона Александра Литвиненко, известного врага Путина. Жена Литвиненко Марина, со своей стороны, обвиняет в убийстве Путина.

Россия добивается экстрадиции Невзлина с 2004 года, когда московский суд выписал ордер на его арест по нескольким серьезным обвинениям. Первый запрос на экстрадицию был направлен в Израиль вскоре после того, как Невзлин впервые публично объявил о поддержке тогдашнего оппонента Путина, лидера партии "Наш выбор" Ирины Хакамады.

Источники, близкие к расследованию в Израиле, сообщили газете The Jerusalem Post, что доказательств, представленных российскими властями, недостаточно для удовлетворения запроса на его экстрадицию.

"Обвинения Генеральной прокуратуры вызвали у меня смех, - говорит Невзлин. - Я лишь хочу напомнить, что я сделал заявление о том, что виделся с Литвиненко в Израиле и получил от него досье. Я подал документ, который находился в моем распоряжении, в британский Скотланд-Ярд. Следствие уже закончено, и, когда будет принято решение об ознакомлении его родственников с некоторыми из тех документов, часть информации появится в прессе. В данный момент я не могу раскрыть, что в них, чтобы не саботировать судебный процесс".

По словам Невзлина, он встретился с Литвиненко в Тель-Авиве за три месяца до его смерти, чтобы обсудить дело ЮКОСа. Литвиненко передал ему некие документы, которые указывают на "уголовные преступления, совершенные при прямом содействии российского правительства в связи с незаконными попытками вновь заполучить ЮКОС", который был приватизирован после краха Советского Союза.

Человек, который некогда ходил по московским улицам в сопровождении десятков телохранителей, сейчас спокойно гуляет по Герцилии или Тель-Авиву один, с друзьями или с родственниками. На вопрос о том, боится ли он за свою жизнь, Невзлин отвечает улыбкой. Пережив годы "Дикого Запада" в России (постперестроченый период, когда преступность была частью каждодневной рутины), становишься еще тем фаталистом. "Возможно, живя здесь, в Израиле, я утратил некую остроту восприятия, однако я воспринимаю это просто как аварию. Я не позволю отравить мою жизнь подозрениями, страхом и ужасом".

Сегодня, после того, как многие его близкие друзья и партнеры были арестованы или сосланы в сибирские лагеря, а сам он был вынужден бежать из России, ничто не может особенно шокировать или удивить его.

"Бог знает, почему они пытаются связать убийство Литвиненко с делом ЮКОСа, - говорит он. - Может быть, это делается, чтобы перекинуть мост к новым обвинениям против меня, в каких-то других убийствах. Мне сложно понять, как работает их мозг. Однако, поскольку смогли состряпать дело против Ходорковского, используя открытые материалы в качестве доказательств, такие как отчеты аудиторов и счета, случиться может все, что угодно".

Литвиненко вел против режима серьезную битву, и поэтому его убийство до некоторой степени было ожидаемым, и, как считает Невзлин, следы радиоактивного полония, обнаруженные в его теле, не оставляют сомнений в том, что ответственность за это несет российский режим.

"В душе у меня нет сомнений, что это убийство организовали Российская Федерация и ее лидеры, и что оно было санкционировано высочайшим чином в стране", - говорит он.

Источник: The Jerusalem Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru