Какими бы мрачными ни были предчувствия Запада по поводу Владимира Путина, россияне их по большей части не разделяют: в опросах общественного мнения они устойчиво обеспечивают своему президенту рейтинг одобрения 70%. Даже бывшие президенты Горбачев и Ельцин, которыми восхищались в США, одобряют "стратегический" курс Путина, хотя и проявляют сдержанность в отношении его мер по консолидации федеральной власти.
Тем не менее встают два уместных вопроса. Будет ли российский президент, который придет на смену Путину, вести себя иначе во внешней политике? И второе: происходит ли в России необратимый возврат к авторитаризму, или она, несмотря на зигзаги, примет западные демократические нормы?
Преследование Кремлем национальных интересов во внешней политике, нравится нам это или нет, отражает широкое согласие среди россиян. Действительно, в большом круге вопросов, от расширения НАТО на восток до жестких подходов Путина к независимым государствам у границ России, большинство россиян поддерживают его решения. Даже ведущие российские реформаторы считают соседние государства зоной интересов России.
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов, который, занимая этот пост в 2000-2004 годах, провел ряд успешных реформ, утверждает, что у России есть "особые интересы и обязанности" у своих границ. "У нас давняя история общих проблем и традиций, хотя бывшие советские республики стали теперь независимыми государствами", - сказал мне Касьянов в интервью в декабре 2004 года.
Анатолий Чубайс, легендарный приватизатор российской промышленности, был еще определеннее в своих высказываниях, заявив, что Россия должна стать "либеральной империей". В интервью телепрограмме "Время" он сказал, что она должна стать прямой и искренней и принять на себя миссию лидера не как лозунг, а как российскую государственную политику. Он высказал мнение, что эта миссия лидера предполагает, в частности, всемерное расширение российского бизнеса за пределы границ.
Короче говоря, в отличие от Европы и Японии, разделяющих обеспокоенность США, несмотря на случающиеся разногласия, у России всегда будут геополитические интересы в ближнем окружении и она будет расширять периферию, на которую распространяется ее влияние, до Ближнего Востока и Китая. Это не означает, что Запад должен некритично мириться с конкретными решениями в рамках этих интересов - взять, например, изгнание грузин из России. Но даже если Россия примет западные ценности, чего хочет президент Буш, ее будущие лидеры могут отстаивать самостоятельность в определении своих интересов. Москва и дальше будет втягивать американское руководство в диалоги, где есть победитель и побежденный, по поводу определяемой Россией внешней политики.
Но вне зависимости от того, изменит ли либеральная, демократическая Россия свой внешнеполитический стиль, каковы перспективы, что такая Россия вообще появится? Если правда, что процветающий средний класс - осмелимся называть его буржуазией? - неизбежно ведет к росту демократии, то Россия полностью отвечает всем требованиям. Перемены, трансформирующие Россию со времен горбачевской гласности, феноменальны. Россияне покупают личное жилье и автомобили, стационарные и мобильные телефоны с головокружительной скоростью. Общий уровень бедности уменьшился с 35% в середине 1990-х годов до примерно 10% сегодня, а 70% молодежи студенческого возраста получает высшее образование.
Сильна тревога по поводу российской игры мускулами в связи с ценами и поставками нефти и газа. Но при всей своей неуклюжести Москва просто использует свою рыночную силу, чтобы добиться лучших экономических условий в ситуации двусторонней монополии. Российский газовый поставщик "Газпром" добивается максимально хороших условий от европейских потребителей, пока они не перешли на альтернативные источники энергии. В то же время Украина и Белоруссия торгуются с "Газпромом" из-за транзитных тарифов, потому что по пути в Европу российский газ должен пройти по трубопроводам, расположенным на их территории.
Российская промышленность и энергетический сектор все больше принимают правила и методы рыночной экономики, учась взаимодействовать с западным бизнесом и интегрируясь в него. Признавая это, канцлер Германии Ангела Меркель в 2006 году подписала с Путиным соглашение, по которому Wintershall, энергетическое подразделение немецкого химического гиганта BASF, и "Газпром" в начале 2006 года произвели равноценный обмен акциями. Заключаются все новые контракты с партнерами во Франции и Германии. Российская гигантская электроэнергетическая компания намерена в ближайшие два года заработать 10 млрд долларов и предложить западным компаниям поставить производящие электроэнергию элементы, технологии и управленческие методики. "Газпром", по некоторым сообщениям, собирается в ближайшее десятилетие заработать 75 млрд долларов для финансирования ряда проектов. Будут ли американские компании оттеснены от привлекательных контрактов и своей миссии либерализации рынка в быстро растущей и диверсифицирующейся российской экономике?
"Между российским обществом и элитой есть определенный консенсус, что России нужна рыночная экономика, - сказал мне в октябре 2004 года молодой ельцинский премьер-министр, реформатор Егор Гайдар. - А вот наша борьба за формирование сильной, функционирующей демократии не принесла решительных результатов. Не думаю, что образованное городское население в таких больших странах, как Россия, может долго терпеть недемократические режимы".
Десаи - профессор по сравнительному анализу экономических систем и директор Центра переходных экономик в Университете Колумба, автор книги "Разговоры о России. Реформы от Ельцина до Путина" (Oxford, 2006).