Миллиардные транзакции российско-израильской компании Trans World Group (TWG) через счета в немецких банках нанесли огромный вред репутации кредитных институтов Германии. TWG была клиентом, по меньшей мере, трех немецких кредитных институтов. Владельцы этой компании братья Черные и Давид Ройбен имеют сомнительную репутацию в России и других странах.
Особую пикантность ситуации придает то обстоятельство, что замешанный в финансовом скандале Westdeutsche Landesbank (West LB) является организацией публично-правового характера. То есть, пока правительство Германии предоставляло России выгодные кредиты, West LB являлся важным звеном в структуре, занимавшейся финансовыми махинациями, которые наносили ощутимый вред российской экономике. Сейчас делать какие-то далеко идущие выводы рано, так как пока неизвестны детали. Федеральное ведомство банковского надзора Германии уже ведет соответствующее расследование, пытаясь выяснить, как оказалось возможным проведение подозрительных транзакций через немецкие банки.
Вряд ли следует исходить из того, что банковские служащие намеренно помогали предприятиям, входящим в TWG. Вероятнее всего, банки не подозревали, каким клиентам они оказывают услуги. Компании, подобные TWG, в последнее десятилетие довели механизм отмывания ?грязных? денег до совершенства. Эти компании, как правило, состоят из многочисленных фирм - ?почтовых ящиков?, работающих под фиктивными названиями. Имена владельцев также остаются неизвестными. Кроме того, платежи, как правило, совершаются по договорам купли-продажи товаров и услуг.
Таким образом, вполне возможно, что сотрудники немецких банков из-за сложной структуры проводимых платежей просто не могли понять, что речь идет о транзакциях, о которых по закону они обязаны сообщать в следственные органы. Если это так, то к ним не будет никаких претензий. Однако если Федеральное ведомство банковского надзора придет к заключению, что West LB и другие немецкие банки пренебрегли своей обязанностью по уведомлению соответствующие органы в случае осуществления сомнительных операций, то разразится серьезный банковский скандал.
Случай TWG показывает, что в области борьбы с отмыванием ?грязных? денег Германии предстоит еще очень много сделать. А соответствующий отдел Федерального ведомства банковского надзора насчитывает в настоящее время всего 15 сотрудников. Кроме того, в Германии, в отличие от других государств, нет соответствующего государственного органа, который занимался бы сбором информации о деятельности сомнительных компаний и предоставлял бы ее в распоряжении кредитных институтов.
Так что независимо от того, к какому выводу придет комиссия Федерального ведомства банковского надзора, отмывание ?грязных? денег является важной темой политической повести дня.