Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 января 2002 г.

Николас Кристоф | The New York Times

Почему они нас ненавидят?

Одна из проблем, на которую у нас, американцев, начали открываться глаза после событий 11 сентября ? то, до какой степени нас не любят и даже ненавидят в остальном мире.

Везде, от Аргентины до Японии, от России до Сенегала, можно встретить огромное количество людей, недовольных тем, что Америка назначила себя мировым жандармом, разбазаривающим мировые запасы нефти, подрывающим международные соглашения и разрушающим организации. Нас обвиняют в навязывании "Биг Маков", Microsoft Windows и Джулию Робертс беспомощным массам (Разве это преступление?)

Даже в странах, являющихся нашими близкими союзниками, таких как Южная Корея, среди простых граждан глубоко укоренилось недовольство мнимым американским высокомерием, запугиванием и произволом. Когда бы я не проходил по сеульской площади City Hall, я мысленно переношусь в 1987 год, на митинг сторонников демократии, на котором группа радикально настроенных студентов сожгла американский флаг. Толпа из более чем 100 000 человек бурно этому аплодировала. И это в стране, обильно политой кровью американских солдат во время войны в Корее.

Подобные проявления антиамериканизма являются источником терроризма в некоторых странах, особенно на Ближнем Востоке, и осложняют нашу жизнь и внешнюю политику по всему миру. На многих иностранцев мы, американцы, производим впечатление самодовольного громилы, походя попирающего пятой остальной мир, в то время как мы с грустью задаем вопрос: "Почему же люди нас больше не любят?"

В любом случае, правильнее было бы поставить вопрос так: "Что мы можем с этим поделать?"

И здесь очень кстати оказывается корейский опыт. В то время как во многих частях света антиамериканские настроения усиливаются, в Южной Корее они пошли на спад, и когда-то опасное подспудное чувство гнева частично исчезло. Думаю, что здесь мы можем извлечь несколько уроков, воспользовавшись ими затем для развития отношений с Саудовской Аравией, Египтом и другими странами.

Чтобы обсудить этот вопрос, я попытался разыскать своего старого друга Ву Санг Хо, которому я неумышленно "помог" попасть в тюрьму в 1987 году. Ву был тогда одним из студенческих лидеров, и я опубликовал интервью с ним, в котором он приветствовал сожжение американского флага и вменял Вашингтону в вину раздел Корейского полуострова. Из-за этой статьи его посадили в тюрьму на 6 месяцев.

К счастью, Ву не затаил на меня зла. Он стал придерживаться более умеренных взглядов, занялся политикой и стал одним из основателей информационного интернет-сайта в Сеуле. Однако в ходе этой поездки в Корею я не сразу смог его найти. Так что, продолжая разыскивать Ву, я поинтересовался мнением американского посла в Корее Томаса Хаббарда по поводу уменьшения антиамериканских настроений в этой стране.

"Антипатия уменьшилась, поскольку США больше не считаются страной, поддерживающей репрессивные военные режимы в Корее", - отметил он, добавив: "Корея ? это пример того, как демократические реформы могут развеять гнев и угрозу".

Первый урок Кореи заключается в понимании роли, которую играют в дипломатии связи с общественностью. Американские посольства традиционно занимались никуда не годной работой, навязывая американскую точку зрения зарубежной общественности; у США нет в достаточном количестве послов, говорящих на местном языке и регулярно выступающих в местных телепрограммах, разъясняя на беглом арабском, корейском или китайском языке американскую позицию по интересующим людей вопросам.

В последние несколько месяцев администрация Буша наконец-то уделила более серьезное внимание этой "общественной дипломатии", даже назначив специального человека, который бы руководил деятельностью, направленной на разъяснение позиции США иностранцам.

Другой урок состоит в том, что Вашингтону необходимо делать упор на отношения со странами в целом, а не только с режимами, которые там временно находятся у власти. В Саудовской Аравии мы рискуем повторить ту же ошибку, что и в Корее, допустив, чтобы создалось впечатление, что мы поддерживаем руководство страны, а не народ. Самым наглядным свидетельством подобного разделения служит тот факт, что по-видимому единственной в этом регионе страной, где проамериканские настроения наиболее громогласно звучат на улицах, является страна, с которой у нас сложились самые плохие официальные отношения. Речь идет об Иране.

Третий корейский урок заключается в том, что нам следует поддерживать демократию, даже если речь идет о праве сжигать американские флаги. Когда в конце 80-х ? начале 90-х годов корейцам позволили открыто выражать свой гнев, они выпустили пар, и чувство разочарования исчезло. Короче говоря, мы должны сделать так, чтобы представители радикально настроенного духовенства в Саудовской Аравии и Пакистане могли свободно нас критиковать.

Да, в конце концов я нашел своего друга Ву, бывшего студента-радикала. Оказалось, что он уезжал на 6 месяцев учиться. Куда бы вы думали? В Денвер.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru